Четверг, 25.04.2024, 09:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

В категории материалов: 11
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям
Пасторальный характер валторны ясно осознавался класси­ками. Прекрасные примеры «пасторальных» валторн содер­жатся и в оратории «Времена года» Гайдна, и в Шестой симфо­нии Бетховена. Но нигде не найдем мы таких рельефных, полно­кровных, развернутых изображений природы, какие с помощью валторн дает в «Вольном стрелке» Вебер. Знаменитый квартет валторн в увертюре рисует лес — спокойный, при­вольный, залитый солнцем; а в другом месте — картину леса ночного, тревожного, волнуемого ветром, полного опасностей. «Лесные» валторны Вебера положили начало романти­ческой звукописи природы.

Вебер | Просмотров: 1434 | Добавил: Профессионал | Дата: 17.12.2012 | Комментарии (1)

Нередко применение дублирования инструментом вокальной партии. В терцете с хором из I действия фагот, играющий в уни­сон с партией Каспара, придает ей зловещий демонический ха­рактер. Извилистая змеевидная мелодия, вписанная в теплый лирический фон, словно воплощает злобно-саркастическую фи­гуру «нечистого охотника». А в партии Килиана (его Куплетах из I действия) возникает жанровый гротеск. Фагот в унисон с певцом (баритон) повторяет музыку вступления, прозвучав­шую там у флейты и скрипок. При этом фагот дублирует связ­ную певучую мелодию солиста отрывистыми стаккато, словно бы добродушно подчеркивая комические черты Килиана. Возни­кает необыкновенно колоритный эффект противопоставления флейтово-скрипичного характера фаготно-вокальному.

Вебер | Просмотров: 1627 | Добавил: Профессионал | Дата: 10.12.2012 | Комментарии (0)

Необыкновенно расширяются и функции фагота. Очевидно, впервые столь скрупулезно и с таким удивительным проникно­вением в самые сокровенные тайны инструмента используются тончайшие оттенки его звучания. Если в оркестре классиков, особенно до Бетховена, тембры инструментов использовались, главным образом, в красочной и динамической функциях, то Вебер осмысливает драматургическое значение тембра в первую очередь как определенный характер. Сказанное в значительной степени определяет интерпретацию фагота в оркестре «Вольного стрелка». Именно вкрапления...

Вебер | Просмотров: 1306 | Добавил: Профессионал | Дата: 07.12.2012 | Комментарии (0)

Необычайно широк в опере образный диапазон кларнетовых звучаний. Интерпретация кларнета в оркестре «Вольного стрелка» — наиболее показательный пример той множественно­сти функций, которая в дальнейшем становится характерной для трактовки отдельных инструментов в оркестре композиторов-романтиков. «Роли» кларнета поразительно разнообразны, по­рой противоположны по своему содержанию; в некоторых случаях кларнетовый тембр используется не только в его непо­средственно-выразительной функции, но и в качестве формооб­разующего фактора. Так, например, один из самых драматиче­ских инструментальных эпизодов — знаменитое соло кларнета в увертюре «Вольного стрелка» является...

Вебер | Просмотров: 1323 | Добавил: Профессионал | Дата: 07.12.2012 | Комментарии (0)

В «Вольном стрелке» флейта звучит, главным образом, в раз­личных сочетаниях с инструментами оркестра и с голосами певцов, выполняя преимущественно колористическую функцию. Так, флейте с виолончелями поручена характерная жанровая музыка вступления к песне Килиана из I действия оперы; вместе с кларнетом, затем с фаготом она сопровождает воспоминания Макса; а чуть далее, когда мысль героя обращается к Агате, флейты и гобои играют нежный элегический хорал; в сочетаниях с голосом флейта углубляет блестящий, элегантный характер партии Анхен в терцете II действия  и арии III действия. Однако и в рамках колористической функции Вебер находит удивительно тонкую интерпретацию тембра играющих в терцию низких флейт для драматургически совершенно противополож­ных моментов.

Иное дело флейта-пикколо. Использовавшаяся ранее...


Читать далее

Вебер | Просмотров: 1457 | Добавил: Профессионал | Дата: 06.12.2012 | Комментарии (0)

Жизнь инструмента в оркестре — область особая. Исследо­вать отдельный инструмент вне специфики оркестрового целого, опираясь лишь на сольную или даже камерную сферу его при­менения, это значит выполнить только часть дела. На первый взгляд кажется, что именно здесь технико-выразительные воз­можности инструментов раскрываются с наибольшей полнотой. 
Особая роль тембровой специфики сказывается на уровне композиции целого музыкального прои шедоппн. Асафьев подчеркивал важную, начиная с романтиков (Вебера), конструктивную функцию темб­ров, их тождества или контрастов в процессе оформления му­зыкального материала.
Здесь, конечно, на передний план выступают именно основные, нетрансформированные свойства тембровой вырази­тельности.

Таким образом, оркестровая функция инструмента, обусловленная, в первую очередь, идейно-образной стороной музыкального произведения, выступает в то же время в некоем единстве противоположностей: с одной стороны, во всей гибкости и бо­гатстве темброво-интонационных перевоплощений, с другой в...

Вебер | Просмотров: 1380 | Добавил: Мэтр | Дата: 10.09.2012 | Комментарии (1)

Специфична акцентировка и в проникновенных медленных частях. Вебер был первым, кто придал особое значение медлен­ным разделам романтического инструментально-концертного цикла. Именно здесь с наибольшей полнотой выявилось взаи­модействие со стихией вокальности. В качестве образца служила  оперная ария. Но не монументальная, замкнутая определен­ным кругом эмоций, репрезентативная ария da саро оперы-сериа XVIII века, а новый тип романтической арии XIX столе­тия.

В атмосфере этой песенной куль­туры сложились основные эстетические нормы музыкального романтизма, его новые образные тенденции.

Среди медленных разделов веберовских пьес для духовых можно найти и чрезвычайно близкие типу вокальной арии, ор­ганично интонируемой инструментом, и особенно инструмен­тальные кантилены, ведущие свое происхождение от вокального интонирования и претворившие его принципы. Одним из ярких образцов такой кантилены является II часть кларнетового Кон­церта фа минор.
Моменты акцентуации здесь необычайно выпуклы. Так уже во 2-м такте пьесы возникает характерней­ший именно для данной кантилены акцент. Он воспроизводится мягким, глубоким толчком нагнетаемого дыхания и подчерки­вает кульминационный момент длительно крещендируемого звука:

Несколько далее аналогичный прием использо­ван в крещендо для того, чтобы оттенить наступление сильной доли такта...

Вебер | Просмотров: 1653 | Добавил: Мэтр | Дата: 04.09.2012 | Комментарии (0)

Среди кларнетистов в последнее время получила хождение версия, согласно которой нюансы, проставленные в изданиях веберовских пьес, принадлежат якобы не автору, а внесены позднее редактором. Убедительных аргументов, однако, эта версия не обрела. Традиционная нюансировка кларнетовых сочинений Вебера основана на той, которую внес в их издание знаменитый Карл Берман, игравший эти сочинения непосредственно самому автору. Но и независимо от этого — стойко охраняемый на протяжении полутора столетий во всех многократных пере­изданиях веберовских пьес единый круг исполнительских нюан­сов, по всей вероятности, исключает возможность случайностей и произвола. Сейчас трудно установить, были ли в рукописях кларнетовых сочинений Вебера обозначены все нюансы. Если исходить из оркестровой практики композитора, то следует ду­мать, что это именно так, и уж никакого сомнения нет в том, что традиция и стиль исполнения этих произведений возникли под прямым воздействием их музыкального содержания, образ­ного мира, характера и стиля мелодики. Из этого и следует исходить при рассмотрении веберовской нюансировки.

Обратимся, например, к...

Вебер | Просмотров: 1350 | Добавил: Weri | Дата: 30.08.2012 | Комментарии (1)

В связи с нижним регистром кларнета мы сразу же сталкиваемся с теми разительными переменами, которые ввел в его им интерпретацию Вебер. Их заметил уже Берлиоз, назвавший Вебера «вдохновенным первооткрывателем» в этой области творчества. «Ни Саккини, ни Глюк, никто другой из великих мастеров той эпохи не извлекли пользы из низких звуков клар­нета»,— писал  Берлиоз, указывая как на  исключение лишь на Моцарта, который применил их «в аккомпанементах мрач­ного характера, таких как в трио масок в „Дон-Жуане". Вебер действительно был первым, кто почувствовал всю полноту не­обыкновенных возможностей кларнета в нижних пределах его диапазона. Берлиоз, опираясь лишь на оркестровое наследие композитора, писал о «полных холодной угрозы эффектах», о «звуках застывшей ярости», о «том устрашающем, что есть в тембре этих низких звуков, когда ими пользуются, чтобы вы­держать зловещие гармонии». Подобные примеры содержатся и в оперном оркестре Вебера, особенно в «Вольном стрелке». Однако это только одна сторона открытых Вебером возможностей. Сольные пьесы изобилуют и другими, в них раскрыва­ются более широкие и многообразные музыкально-образные возможности нижнего регистра кларнета. В мелодических куль­минациях, как мы показали, здесь проявляются главным образом качества драматически-экспрессивные. Существуют и эпи­зоды противоположного характера. Так, в блестящих, кокетливо-скерцозных финальных веберовских рондо тембр нижнего регистра кларнета (равно как и фагота в Концерте для фа­гота) приобретает нередко иронично-гротесковый или юмористический оттенок, как, например, в рондо Первого концерта:


В других случаях, как во вступительной фразе Второго кон­церта для кларнета, резковато-открытый блестящий колорит нижних нот создает...

Вебер | Просмотров: 5818 | Добавил: Weri | Дата: 29.08.2012 | Комментарии (0)

Чрезвычайно органично сливаются Вебером в сочинениях для духовых маршевые интонации, столь популярные в предшествующем столетии и многообразно претворенные Бетхове­ном и композиторами-романтиками. Так, I часть Концерта для фагота Вебера представляет собой широко развитый концерт­ный марш: ранее в литературе для фагота столь своеобразные, глубоко новаторские произведения не встречались. Маршевые интонации преобладают и в I части Второго концерта для клар­нета. В «Венгерской фантазии» для фагота и фортепиано воплотились характерные для романтиков фольклорные мотивы. Сво-ботная рапсодическая форма, богатство национально-характер­ной ритмики, подчеркнуто-концертный виртуозный стиль ПО июля ют отнести ее к числу произведений, предваривших вен горскую тематику в музыкальной литературе нерпой полонимы XIX столетия («Венгерский дивертисмент» Шуберта, «Венгер­ские рапсодии» Листа и др.).

В целом этот круг произведений Вебера внес в сферу му­зыки для духовых инструментов...

Вебер | Просмотров: 2147 | Добавил: Weri | Дата: 29.08.2012 | Комментарии (1)

1-10 11-11