Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
В категории материалов: 36 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям
Музыкальная педагогика предлагает для воспитания музыкального мышления учащегося следующие пути: научить ученика слушать себя, свое исполнение; сформировать у него умение самостоятельно творчески заниматься; привить ученику стремление к своей оценке художественных явлений; развить его способности к самостоятельному освоению произведения, и прежде всего к созданию собственного исполнительского замысла, своей интерпретации. Развить творческое музыкальное мышление, способность самостоятельного освоения музыкального произведения, создания собственного исполнительского замысла позволяет усвоение обобщенных способов выразительного исполнения музыкального произведения на основе психологической теории — теории планомерного формирования умственных действий. Музыкальное произведение создается автором по определенному плану. Его мысли и настроение составляют внутреннюю сущность содержания произведения. Логика развития выражаемых идей, мыслей автора обусловливает выбор формы произведения, его смысловой структуры. Авторское отношение к высказываемым идеям и мыслям определяет особенности эмоционального содержания (настроения) произведения. Развитие идей, мыслей автор передает, организуя звуковую динамику произведения, намечая его кульминацию. |
Работнику культуры — руководителю самодеятельного коллектива, преподавателю детской музыкальной школы, студии — важно знать современные методы обучения, уметь разрабатывать научно обоснованные методики, позволяющие оптимизировать процесс обучения. Но не менее важно ему самому обладать творческим профессиональным мышлением. |
Поэтапная отработка включает следующие этапы: мотивационный, составления схемы ориентировочной основы, формирования действия как внешнеречевого, |
Партии флейты, довольно разнообразные уже в XVIII столетни, обогатились трактовками, связанными волшебно-романтической тематикой, с лирикой, с элементами звукописи (например, в картинах природы из «Русалки» Давыдова и «Ивана Сусанина» Кавоса). |
Применение фагота инструмента в «Зефире и Флоре» Это заслуживает особого внимания. Речь идет о торжественном инструментальном полонезе (№ 8): в 24-тактном вступительном разделе солирует фагот, едва поддерживаемый струнными и, после пышного оркестрового tutti, повторяет ту же музыку в среднем разделе полонеза. Подобных прецедентов оркестровая практика не имела. Этот оригинальный пример свидетельствует о высоком уровне русской оркестровки в начале XIX века. |
Возможности фагота в русских оперных партитурах XVIII века были уже довольно широко разработаны Бюланом, Матинским, Пашкевичем, но особенно Бортнянским и Фоминым. С начала XIX века выявлялись в основном лишь некоторые оттенки интерпретаций, подчеркивающие (часто в содружестве с другими инструментами) характер того или иного музыкального эпизода: тревожный с флейтой и ... |
Другая функция кларнета — звукописная. В этом плане оркестровое вступление ко II действию «Ивана Сусанина» Кавоса (№ 7) не менее показательно, чем упоминавшаяся картина восхода солнца из «Русалки». В наигрышах пастушьих рожков и птичьих перекличек кларнет обретает еще одно новое для русской музыки исполнительское амплуа.
Наконец, о балетной музыке. Уже на пороге XIX
|
Обратимся теперь к кларнету. Известны самобытные и глубоко значительные интепретации кларнета в русском оркестре XVIII века, особенно у Бортнянского и Фомина, а также его роль в инструментально-оркестровых ансамблях Козловского, Давыдова, Верстовского. В музыкальном творчестве XIX столетия кларнет обретает новые выразительные значения. Наиболее примечательные примеры — в давыдовской «Русалке». Как отмечалось, для обрисовки ... |
Примечательно и новое использование валторны в качестве солирующего инструмента с сопровождением оркестра. Таков антракт (№ 4) ко II акту «Фингала»: прелестная изящная кантилена с вкраплениями кратких кларнетовых реплик (отметим склонность Козловского к кларнето-валторновым сочетаниям) и несколько салонное по характеру соло валторны в сопровождении струнных из «Русалки» Давыдова (№ 28), а также сольный номер для валторны с арфой в балете «Ацис и Галатея» Кавоса. |
В отличие от английского рожка валторна — постоянный участник русского оперного оркестра с первых шагов его существования. Две партии валторны содержатся почти в каждой партитуре XVIII века. Роль их была, однако, весьма скромной и, по сути дела, не выходила за пределы ритмической или гармонической поддержки общего звучания. Музыкальное творчество наступившей эпохи внесло решительные изменения в судьбу валторны. |