Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
В категории материалов: 36 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям
Другим фактором, движущим развитие инструментально-образной сферы, становится воплощение музыкально-характеристических ситуаций. Наиболее показательны они в «Русалке» Давыдова при обрисовке персонажей оперы, и в частности ее главной героини — Лесты, царицы днепровских русалок, и ее свиты. В отличие от довольно безликого окружения Лесты за ее русалочим обликом угадываются доброта и сердечность; Леста — хранительница нравственных идеалов, во имя которых соединяет любимого ею Владисана с оставленной супругой. Эти стороны натуры героини воплощает инструментальная характеристика. |
В арии Пустынника (№ 18) применяются колокол, 2 валторны, 2 фагота, арфа и контрабас: хорально-возвышенная звучность, создаваемая тембрами мундштучных, язычковых, щипкового и смычкового инструментов дополняется идиофоном, введение которого вызвано сюжетом (волшебный колокол должен пробудить заколдованных дев от сна). Так, разнообразные типы хоральности все более часто связываются с музыкой для духовых, обогащая ее новыми возможностями инструментального выражения. |
Бытовая комическая опера, реализовавшая основные достижения русского инструментализма предшествующей поры, оттесняется другими жанрами: оперой волшебно-фантастической, музыкой к драматическим спектаклям, балетом, ораторией. Именно здесь рождались приемы и особенности письма, предопределившие будущие стилевые черты отечественного музыкально-инструментального искусства... |
Активное формирование русской композиторской школы в начале прошлого века связано со сменой эстетических воззрений, отразивших общественные события тех лет. Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, рост вольнолюбивых тенденций и острая неудовлетворенность действительностью привели к более раннему, чем в Европе, развитию романтизма, веяния которого сказались во... |
В конце 1830 — начале 1840-х годов инструменты, подобные басовой тубе Випрехта-Морица, стали появляться в Германии (неоальты и бомбардоны) и во Франции (клавикоры фирмы «Данай-Гишар»). Лучших результатов добился выдающийся чешский мастер и конструктор духовых инструментов В. Черве-ный из Кралова Градца, который в 1845 году на основе модели Випрехта-Морица создал наиболее совершенные формы больших басовых туб in С и in В, а сорок лет спустя построил колоссальные инструменты, используемые в немецких духовых оркестрах под названием «кайзербасов» (Kaiserbasse). |
Первым серьезным шагом на пути создания мощного и достаточно гибкого духового басового инструмента явилось изобретение в 1835 году басовой тубы in F. Его авторами были В. Випрехт — шеф и капельмейстер прусских военных оркестров и мастер музыкальных инструментов К. Мориц из Берлина, известные еще и в связи с усовершенствованием берлинского пистонного клапана. Випрехт и раньше, в 1829 году, правда без особого успеха, пытался ввести вентильные инструменты (в частности тенорбасгорн in В .с тремя вентилями) в оркестр прусской драгунской гвардии. Металлическая (медная, позднее из латунной жести) басовая туба (нем. — Basstuba) Випрехта-Морица была задумана практически как усовершенствование басового офиклеида, двенадцать клапанов которого были... |
Применение вентилей к инструментам сопрановых регистров привело сразу же к положительным результатам: рождение корнета стало одним из значительных свершений инструментальной реформы. Иначе обстояло дело в басовой сфере. Замена серпента, басгорна, офиклеида их ... |
Говоря о ранней форме корнета-рожка с пистонами, отличающегося от зрелых типов инструмента с более широкой мензурой, Берлиоз отмечал несомненный прогресс по сравнению с клапанными рожками. Вместе с тем, он указывает на отсутствие благородства в тембре, хотя и оговаривается, что «у талантливого исполнителя этот тембр может заметно измениться к лучшему». Несмотря «а оттенок вульгарности, часто приписываемый корнету, попытки замены его трубой не оправдали себя, ибо тембр корнета своеобразен и, очевидно, невосполним. Обычно используются... |
В 1828 году Ж. Алари присоединил к французскому почтовому рожку сначала два вентиля, а затем целую систему трубок и крон, которые могли изменять строй от С до Е и даже ниже. Развитие нового инструмента было быстрым, и уже в начале 1830-х годов К. Эмбах в Амстердаме, Д. Кёлер, братья Ш. и Ф. Пейо в Лондоне начали производить инструмент, впоследствии ставший известным под многими наименованиями: корнет, корнет-а-пистон, Pumpventilkornett, Cornet'a cylindres, трехвентильный корнет и, наконец, упрощенное пистон. Таким образом, этот по своим функциям и музыкальным возможностям ближайший родственник ... |
Несмотря на бесспорные преимущества по сравнению с серпентом и басгорном, офиклеид страдал еще многими недостатками. Неровность тембра (при полноте и глубине нижнего регистра, грубости среднего и резкости верхнего), неустойчивость интонации вынуждали к... |