Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
Опера доглинкинского приода
Бытовая комическая опера, реализовавшая основные достижения русского инструментализма предшествующей поры, оттесняется другими жанрами: оперой волшебно-фантастической, музыкой к драматическим спектаклям, балетом, ораторией. Именно здесь рождались приемы и особенности письма, предопределившие будущие стилевые черты отечественного музыкально-инструментального искусства. Укажем прежде всего на резко трансформировавшиеся составы оркестров. Если даже наиболее значительные произведения XVIII века практически не выходили за рамки классического состава оркестра (струнный квартет, парная группа флейтово-язычковых, иногда трубы и литавры) то музыкальное творчество наступившего столетия сразу демонстрирует существенные в этом плане изменения. О. Козловский вводит в оркестр «Фингала» (1805 г.) валторны, делит струнную группу на пять партий, к литаврам присоединяет тамтам. С. Давыдов в опере «Леста, днепровская русалка» (1805 г.) дополняет классический состав неслыханными для оркестра XVIII века инструментами: стеклянной гармоникой, арфой, английским рожком, виолончелью облигато. С. Дегтярев в оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811 г.) усиливает традиционные литавры малым барабаном, а в группу духовых вводит 3 бассетгорна. В «Иване Сусанине» (1815 г.) К- Кавоса появляются тромбон и два флажолета. Балет «Зефир и Флора» того же автора (1808 г., 2-я ред. — 1818 г.) рассчитан на необыкновенно крупный для своего времени оркестр, включающий парную группу флейтово-язычковых с флейтой-пикколо, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона, офиклеид, литавры, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки. Аналогичные оперные партитуры создает А. Верстовский (например, «Пан Твардовский», 1828 г., «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», 1832 г.).
| |
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 5.0/1 |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |