Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Шуберт |
В категории материалов: 11 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям
Характеризуя творчество Шуберта, исследователи раскрывают в нем сложную борьбу контрастных, противоположных начал. При этом с жизнерадостным, оптимистическим началом связываются преимущественно жанры инструментальной музыки, в отличие от вокальных. |
Приступая к сочинению музыки для флейты, Шуберт практически не имел серьезных образцов для подражания. Бетховен и Вебер ни сольных, ни ансамблевых пьес с ее участием не писали, что же касается Моцарта, то идейно-образный мир его классических флейтовых концертов был уже довольно далек от идеалов Шуберта в 1820-х годах. |
Известная индифферентность Шуберта в сфере творчества для духовых инструментов, тем более заметная при сопоставлении с удивительной его плодовитостью в других жанрах, может объясняться тем, что на протяжении многих лет композитор тесно соприкасался с домашним любительским музицированием, где отдавалось предпочтение... |
В отличие от Моцарта, избегавшего высоких валторновых звуков, Шуберт отнюдь не уклоняется от них: тесситура первой валторны охватывает диапазон вплоть до 15-го обертона. Напряженный тембр высоких натуральных валторн, скорбные затакты, редкие глубокие форшлаги-вздохи, подобные сдержанным рыданиям губные трели — все это ...
|
Отметим прежде всего явственную инструментально-тембровую дифференциацию. Она строго определена содержанием и характером пьесы. Исключены все резкие светлые тембры: нет флейт, гобоев, труб; в основе ансамбля — инструменты, наиболее способные к мягким, приглушенным звучностям: кларнеты, фаготы, валторны и в дополнение к ним — характерная краска контрафагота и тихих тромбонов. Здесь очевидно влияние Моцарта, его «Масонской траурной музыки» (1785 г., KV 477) для смешанного состава с валторнами, бассетгорнами и контрафаготами. Как видим, принципы тембрового отбора весьма близки. |
Менуэт с двумя трио обнаруживает явные воздействия Моцарта. Привлекает внимание гобойно-кларнетная тема (в октаву) в первом трио и короткая фраза валторны во втором. Подвижный, жизнерадостный, несколько даже бравурный Финал с сигналами валторн — в духе добрых классических традиций. Такова же и инструментовка: главная партия поручена гобою, а кларнет использован в аккомпанементе и имеет колористическое значение, что довольно необычно для пленериого жанра. Так, «переборы» второго кларнета (восьмушки в низком регистре), создающие фон для энергичной мелодии гобоя (тт. 17—23), живо напоминают аналогичный красочный эпизод в трио из Менуэта Симфонии № 39 Моцарта, с той лишь разницей, что там и первый голос поручен кларнету.
Все эти детали указывают на связь раннего шубертовского сочинения со стилем предшествующей эпохи. Иные ассоциации рождает произведение юного Шуберта, написанное месяц спустя: «Маленькая траурная музыка» для духовых инструментов (два кларнета, два фагота, контрафагот, две валторны и два тромбона), мибемоль минор.
Этот небольшой, немногим более 40 тактов, музыкальный эскиз наделен чертами незаурядной индивидуальности.
|
Проследим это сначала на примере некоторых камерных произведений Шуберта, включающих духовые инструменты. Это дна юношеских сочинения для восьми и девяти духовых инструментов, созданных шестнадцатилетним Шубертом в августе и сентябре 1813 года; Интродукция и вариации для флейты и фортепиано (ор. 160, январь 1824 г.) и Октет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (ор 166, окончен 1 марта 1824 г.). Роль этих сочинений в процессе становления инструментального искусства эпохи романтизма весьма значительна, однако они не получили адекватного Освещения В музыковедческой литературе. Между тем, даже юношеские «пробы пера» Шуберта дают повод для размышлений над формированием его инструментального стиля. Первое из этих сочинений две сохранившиеся части из... |
В этом отношении истоки инструментальной музыки Шуберта совершенно уникальны. Если вокальные связи инструментального искусства барокко следует искать в копцертно-ораториальных жанрах, венских классиков — в оперном театре эпохи Просвещения, если у Вебера они связаны с новым типом оперной арии XIX века, то Шуберт полностью исходит из созданной им вокально-песенной специфики и щедро насыщает ею свой инструментальный мир. Речь идет не о прямом цитировании песенных мелодий. Гораздо большее значение для формирования нового стиля имело внедрение в инструментальную область специфических особенностей песенного жанра, каким его создал Шуберт. |
В то же время природа шубертовского творчества совершенно иная: как один из создателей музыкального романтизма, он являл собой тип музыканта нового времени. С первых же шагов он устремился к той сфере музыки, тем ее жанровым разновидностям, которые наиболее соответствовали его складу мышления. Такой естественнейшей для него сферой выражения стала, в первую очередь, песня. Здесь мог он воплотить все, что волновало его душу романтика: восторженный порыв и острое отчаяние, поэтическую радость и трагическую скорбь — словом, всю полноту чувств и все богатство их оттенков. «Редкая способность,— писал Асафьев о Шуберте,— быть лириком и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы они обладали дарованием Шуберта. Как и Моцарт, Шуберт больше принадлежал всем — окружающей среде, людям и природе, чем себе, и его музыка была его пением про все, но не лично про себя» Шуберт придал песне небывалое идейно-художественное значение, подняв ее на уровень высочайшего романтического искусства. Но главное — стихия песенности охватила все жанры шубертовского творчества, в том числе и инструментальные, наложив на них печать исключительного своеобразия. |
Инструментальная музыка Шуберта создавалась в переломный период поворота идейно-эстетической эволюции «от просвещения к романтизму», когда наступал один из тех, по выражению Асафьева, «интонационных кризисов», который под влиянием социально-исторических перемен ознаменовал новый этап в развитии музыки, на этот раз романтической. Парадокс шубертовского инструментального творчества заключался в... |