Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Шуберт |
Предыдущий материал - Сочинения Шуберта на флейте Характеризуя творчество Шуберта, исследователи раскрывают в нем сложную борьбу контрастных, противоположных начал. При этом с жизнерадостным, оптимистическим началом связываются преимущественно жанры инструментальной музыки, в отличие от вокальных. Рассматриваемая нами флейтовая пьеса в общих чертах подтверждает это. Если исключить короткую интродукцию, сохраняющую печальный колорит вокального первоисточника, то в целом сочинение для флейты по своему содержанию оказывается весьма далеким от песни «Засохшие цветы». Перед нами легкая, танцевально-игривая, несколько даже пасторального характера мелодия и семь виртуозных ее вариаций. Такое переосмысление отвечает и сложившимся представлениям о флейте как инструменте нежно-грациозном, более всего подходящем для воплощения танце пасторальных образов.
Если предположить, что композитор стремился использовать специфику инструмента, то, казалось бы, это должно было повлечь за собой чисто исполнительские преимущества практического плана. Это, однако, не так. Инструментализм Интродукции и темы с вариациями отнюдь нельзя назвать «удобным», наоборот, он сложен, требует необычных для того времени игровых приемов, да и современным исполнителям доставляет немало трудностей. Чем же это объяснить: незнанием природы инструмента, пресловутым «дилетантизмом» Шуберта в инструментальной области, на что традиционно сослались бы еще в недалеком прошлом многие из исследователей? Ответ, думается, лежит глубоко и затрагивает более серьезные, принципиально важные проблемы. | |
Просмотров: 1931
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |