Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма |
В разделе материалов: 61 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 » |
Музыкальная педагогика предлагает для воспитания музыкального мышления учащегося следующие пути: научить ученика слушать себя, свое исполнение; сформировать у него умение самостоятельно творчески заниматься; привить ученику стремление к своей оценке художественных явлений; развить его способности к самостоятельному освоению произведения, и прежде всего к созданию собственного исполнительского замысла, своей интерпретации. Развить творческое музыкальное мышление, способность самостоятельного освоения музыкального произведения, создания собственного исполнительского замысла позволяет усвоение обобщенных способов выразительного исполнения музыкального произведения на основе психологической теории — теории планомерного формирования умственных действий. Музыкальное произведение создается автором по определенному плану. Его мысли и настроение составляют внутреннюю сущность содержания произведения. Логика развития выражаемых идей, мыслей автора обусловливает выбор формы произведения, его смысловой структуры. Авторское отношение к высказываемым идеям и мыслям определяет особенности эмоционального содержания (настроения) произведения. Развитие идей, мыслей автор передает, организуя звуковую динамику произведения, намечая его кульминацию. |
Работнику культуры — руководителю самодеятельного коллектива, преподавателю детской музыкальной школы, студии — важно знать современные методы обучения, уметь разрабатывать научно обоснованные методики, позволяющие оптимизировать процесс обучения. Но не менее важно ему самому обладать творческим профессиональным мышлением. |
Поэтапная отработка включает следующие этапы: мотивационный, составления схемы ориентировочной основы, формирования действия как внешнеречевого, |
В оркестре его опер инструменты непосредственно связываются с музыкально-образным миром того или иного действующего лица. Особенно явственно это в «Руслане и Людмиле»: Руслану сопутствует кларнет, Людмиле — флейта и скрипка, Гориславе — фагот, Ратмиру — английский рожок. Персонифицированные в своей функции инструментальные темброобразы у Глинки имеют иное значение, нежели лейттембры, довольно уже разработанные в европейской музыке (особенно у Вебера, Берлиоза). |
Возникало искусство высокого инструментализма, неотрывное от творческого начала, спаянное с мелодико-гармонической природой русской музыки, определяемое ее идейно-смысловыми требованиями. Отсюда и трактовка тембра, понимаемого как «качество колорита, входящее в идейно-образный мир музыкального художества... это не окраска и красочность только в их натуралистическом обаянии; это живая интонация в безграничных оттенках одушевления инструментального звуковыявления. |
В творчестве М. И. Глинки (1804—1857) сложилась самостоятельная и своеобразная ветвь инструментально-оркестровой культуры, возросшая на почве национальной песенности и обусловленная глубоким постижением народности как основы реалистического художественного мировосприятия. «Глинка почти не гитировал (народных песен. — С. Л.). Он усвоил народное творчество как природный язык, и музыка его стала органическим обобщением народной интонационной стихии в сфере интеллектуальной художественной культуры». |
Партии флейты, довольно разнообразные уже в XVIII столетни, обогатились трактовками, связанными волшебно-романтической тематикой, с лирикой, с элементами звукописи (например, в картинах природы из «Русалки» Давыдова и «Ивана Сусанина» Кавоса). |
Применение фагота инструмента в «Зефире и Флоре» Это заслуживает особого внимания. Речь идет о торжественном инструментальном полонезе (№ 8): в 24-тактном вступительном разделе солирует фагот, едва поддерживаемый струнными и, после пышного оркестрового tutti, повторяет ту же музыку в среднем разделе полонеза. Подобных прецедентов оркестровая практика не имела. Этот оригинальный пример свидетельствует о высоком уровне русской оркестровки в начале XIX века. |
Возможности фагота в русских оперных партитурах XVIII века были уже довольно широко разработаны Бюланом, Матинским, Пашкевичем, но особенно Бортнянским и Фоминым. С начала XIX века выявлялись в основном лишь некоторые оттенки интерпретаций, подчеркивающие (часто в содружестве с другими инструментами) характер того или иного музыкального эпизода: тревожный с флейтой и ... |
Другая функция кларнета — звукописная. В этом плане оркестровое вступление ко II действию «Ивана Сусанина» Кавоса (№ 7) не менее показательно, чем упоминавшаяся картина восхода солнца из «Русалки». В наигрышах пастушьих рожков и птичьих перекличек кларнет обретает еще одно новое для русской музыки исполнительское амплуа.
Наконец, о балетной музыке. Уже на пороге XIX
|