Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма |
В разделе материалов: 61 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 6 7 » |
Обратимся теперь к кларнету. Известны самобытные и глубоко значительные интепретации кларнета в русском оркестре XVIII века, особенно у Бортнянского и Фомина, а также его роль в инструментально-оркестровых ансамблях Козловского, Давыдова, Верстовского. В музыкальном творчестве XIX столетия кларнет обретает новые выразительные значения. Наиболее примечательные примеры — в давыдовской «Русалке». Как отмечалось, для обрисовки ... |
Примечательно и новое использование валторны в качестве солирующего инструмента с сопровождением оркестра. Таков антракт (№ 4) ко II акту «Фингала»: прелестная изящная кантилена с вкраплениями кратких кларнетовых реплик (отметим склонность Козловского к кларнето-валторновым сочетаниям) и несколько салонное по характеру соло валторны в сопровождении струнных из «Русалки» Давыдова (№ 28), а также сольный номер для валторны с арфой в балете «Ацис и Галатея» Кавоса. |
В отличие от английского рожка валторна — постоянный участник русского оперного оркестра с первых шагов его существования. Две партии валторны содержатся почти в каждой партитуре XVIII века. Роль их была, однако, весьма скромной и, по сути дела, не выходила за пределы ритмической или гармонической поддержки общего звучания. Музыкальное творчество наступившей эпохи внесло решительные изменения в судьбу валторны. |
Вслед за Давыдовым к английскому рожку обращается и Дегтярев. Немногочисленные лирические эпизоды его оратории «Минин и Пожарский» оттеняют героико-патриотический образный план. К их числу относится ария Ольги из II части оратории и ее же ... |
Арию Видостана из «Русалки» (№ 14) с ее тонкими элегическими нюансами, — одно из наиболее глубоких проявлений русской романтической музыки доглинкинской поры, — он связал с английским рожком. Композитор поручил ему самостоятельную сольную партию (наряду с солирующей виолончелью obligato), предвосхитившую сложившиеся несколько позднее в русском музицировании дуэты голоса с духовым ... |
Но главным было все более широкое осознание возможностей инструментальных тембров, используемых в большом богатстве выразительных значений. В первую очередь надо сказать об английском рожке. Появление этого инструмента, совершенно чуждого русскому оркестру XVIII века, в высшей степени симптоматично. Оно символизирует новый этап... |
Охарактеризованные типы инструментальных ансамблей, столь свойственные в первой трети XIX столетия русскому музыкальному творчеству, в дальнейшем видоизменились и утратили свое значение. Вместе с тем, их непосредственное воздействие было воспринято Глинкой, оркестровавшим волшебные хоры из IV действия «Руслана и Людмилы» флейтово-язычковыми инструментами и валторнами, а также струнными со стеклянной гармоникой.
Значение этих ансамблей трудно переоценить. Здесь в условиях русского романтизма продолжалось ... |
Исключительно самобытный по своему составу ансамбль рождается в оратории Дегтярева «Минин и Пожарский». Вступление к ее II части представляет собой самостоятельную инструментальную пьесу, предшествующую приходу Минина и другого патриота — Палицына — к Пожарскому с просьбой возглавить русское воинство для спасения страны и народа. |
Иной характер ансамблей возникает в тех эпизодах оперы «Вадим», которые воссоздают звучание магического колокола и где применяются колокол, валторна, арфа и струнные , и особенно впечатляет сочетание вокальной партии нежной заколдованной девы с колоколом, двумя валторнами, флейтой, арфой и натуральной трубой высокого строя (clarino). |
Возникшие значительно позднее опер Давыдова с их ансамблевыми характеристиками и во многом под их воздействием, они содержат и новаторские черты. Так, в опере «Вадим» (№ 23) суровые тембры трех тромбонов, двух валторн, двух фаготов и контрабасов сопровождают ритуальное пение свирепых язычников жестко акцентированными аккордами-ударами. Хор загробных духов в опере «Пан Твардовский» (№ 4) обрамляется колоритным ансамблем из литавр, трех тромбонов, четырех валторн, полного (парного) комплекта флейтово-язычковых и... |