Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
Новое использование валторны
Предыдущая статья - валторна XVIII
Примечательно и новое использование валторны в качестве солирующего инструмента с сопровождением оркестра. Таков антракт (№ 4) ко II акту «Фингала»: прелестная изящная кантилена с вкраплениями кратких кларнетовых реплик (отметим склонность Козловского к кларнето-валторновым сочетаниям) и несколько салонное по характеру соло валторны в сопровождении струнных из «Русалки» Давыдова (№ 28), а также сольный номер для валторны с арфой в балете «Ацис и Галатея» Кавоса. Нельзя не отметить в «Русалке» Давыдова мощные хрома- тизированные ходы валторн в унисон с тремолирующими скрипками (сцена бури) — изобразительный эффект, предвосхищающий «адские вихри» из «Франчески да Римини» Чайковского, где также использованы валторны и струнные.
Валторна сохраняет свою роль и во многих фанфарно-сигнальных эпизодах. Укажем лишь на один из них — кокетливоигривую арию Лиды из «Русалки» Давыдова (№ 31, «Тарабар, ступай отражаться»), где традиционным фанфарам придан ироничный смысл. Эта трактовка аналогична известным эпизодам из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и «Ивана Сусанина» Глинки. В первом случае имеются в виду добродушно-иронические интонации духовых с участием валторн в арии Фигаро «Мальчик резвый»; во втором — нарочито «грозные», «воинственные» реплики духовых в дуэте Вани и Сусанина.
В следующей статье мы обратимся к истории кларнета
| |
Просмотров: 1013
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |