Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
Басовая туба in F
Первым серьезным шагом на пути создания мощного и достаточно гибкого духового басового инструмента явилось изобретение в 1835 году басовой тубы in F. Его авторами были В. Випрехт — шеф и капельмейстер прусских военных оркестров и мастер музыкальных инструментов К. Мориц из Берлина, известные еще и в связи с усовершенствованием берлинского пистонного клапана. Випрехт и раньше, в 1829 году, правда без особого успеха, пытался ввести вентильные инструменты (в частности тенорбасгорн in В .с тремя вентилями) в оркестр прусской драгунской гвардии. Металлическая (медная, позднее из латунной жести) басовая туба (нем. — Basstuba) Випрехта-Морица была задумана практически как усовершенствование басового офиклеида, двенадцать клапанов которого были заменены пятью вентилями (пятым был квартвентиль, дававший понижение диапазона на кварту)
Берлиоз соответственно и характеризует ее как «род бомбардона» с усовершенствованным механизмом.
Вентильное устройство функционировало следующим образом: F извлекалось без участия вентилей; Е — нажатием 1-го вентиля; Es — 2-го; D — 1-го и 2-го вместе (1+2), Des—1 + + 2 + 4; С—5; Н—5 + 4; В—5 + 3; As—5 + 4 + 3 + 2; G—5 + 4 + 3 + 1; Ges—5 + 4 + 3 + 2+1.
Берлиоз указывает на громадное преимущество басовой тубы перед всеми другими низкими духовыми инструментами: оно выражается в качестве тембра (близком тромбоновому и несравненно более благородному, нежели у офиклеидов, бомбардонов и серпентов), силе звучания и широте хроматического диапазона, охватывающего предельные для инструментария своего времени звуки нижнего регистра. Первоначально басовая туба закрепилась в военных духовых оркестрах, где заменила офиклеид, однако вскоре заняла прочное место также в оперном и симфоническом оркестрах.
| |
Просмотров: 1174
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |