Пятница, 20.10.2017, 17:10
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР - Жизнь инструмента в оркестре (5 часть)

Жизнь инструмента в оркестре — область особая. Исследо­вать отдельный инструмент вне специфики оркестрового целого, опираясь лишь на сольную или даже камерную сферу его при­менения, это значит выполнить только часть дела. На первый взгляд кажется, что именно здесь технико-выразительные возможности инструментов раскрываются с наибольшей полнотой. 

Особая роль тембровой специфики сказывается на уровне композиции целого музыкального прои шедоппн. Асафьев подчеркивал важную, начиная с романтиков (Вебера), конструктивную функцию темб­ров, их тождества или контрастов в процессе оформления му­зыкального материала.
Здесь, конечно, на передний план выступают именно основные, нетрансформированные свойства тембровой выразительности.

Таким образом, оркестровая функция инструмента, обусловленная, в первую очередь, идейно-образной стороной музыкаль­ного произведения, выступает в то же время в некоем единстве противоположностей: с одной стороны, во всей гибкости и бо­гатстве темброво-интонационных перевоплощений, с другой в основополагающем постоянстве индивидуального тембрового начала. На этом зиждется историческая эволюция оркестрового инструментализма, который в течение веков вобрал в себя осо­бенности многих музыкальных стилей, опираясь при этом на индивидуальную природу инструментов и бережно сохраняя их специфику в процессе усовершенствования и развития.

По своим формальным принципам романтический оркестр почти ничем не отличается от классического: столь же четкое деление на группы — струнную, флейтово-язычковую («дере­вянную»), мундштучную («медную»), ударную — с определен­ной функцией каждой из них. В составе оркестра реформатор­ских опер Глюка не хватает лишь двух валторн', чтобы срав­няться, например, с романтическим оркестром «Вольного стрелка». Суть заключается не в замене имеющихся исполни­тельских средств, а в расширении, часто переосмыслении их функций. Возникает совершенно новая трактовка оркестровых групп, составляющих их инструментов и оркестра в целом. Она отражает эстетическую платформу романтизма и направлена, в первую очередь, на уточнение, углубление, индивидуализацию выразительных средств, на освоение богатейших возможностей интонационной и тембровой драматургии.

Романтический и, в частности, веберовский оркестр — одна из излюбленных музыковедческих тем — здесь рассматривается исключительно с точки зрения принципов использования духо­вых инструментов в условиях новой эпохи на примере анализа оркестра «Вольного стрелка» как типично романтического яв­ления. Музыка оперы сохранила творческую силу и высокую художественную ценность до наших дней, а своеобразие и богатство ее оркестровки питало впоследствии воображение мно­гих композиторов.

В романтическом оркестре, наряду со значительным обога­щением инструментальных выразительных средств, заметна не­спорая неравномерность их использования: одни из них получают многообразные и важные функции, другие используются ограниченно. В «Вольном стрелке» обогащение оркестровой палитры происходит, прежде всего, за счет кларнета, фагота, вслед за ними валторны и частично — тромбона. Одновре­менно определенно уменьшается (по сравнению с более ши­роким применением в эпоху классицизма) роль флейты и гобоя. Некоторое оттеснение гобоя активно развивающимся в своих технико-выразительных возможностях кларнетом наме­чалось уже в оркестре Моцарта. У Вебера уход гобоя и флейты на второй план вызван, скорее всего, столь типичным для ро­мантической эстетики стремлением опровергнуть классицистские оркестровые нормы, твердо опиравшиеся на эти инстру­менты. Заметим, что сольных пьес для флейты и гобоя Вебер вообще не создал, развернутые оркестровые соло для флейты встречаются у него лишь в самом раннем, еще тесно связанном с классицизмом, периоде (например, в увертюре зингшпиля «Петер Шмоль и его соседи», 1803 год).

Категория: Вебер | Добавил: Мэтр (10.09.2012)
Просмотров: 664 | Комментарии: 1 | Теги: вебер | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
At last, soomene who comes to the heart of it all

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]