История Карл Мария Фон Вебер (2 ЧАСТЬ - Ноты) - Вебер - Рождение романтического инструментализма - Каталог статей - Красивая музыка
Воскресенье, 11.12.2016, 12:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

История Карл Мария Фон Вебер (2 ЧАСТЬ - Ноты)
Прочесть предыдущий материал о Вебере

В связи с нижним регистром кларнета мы сразу же сталкиваемся с теми разительными переменами, которые ввел в его им интерпретацию Вебер. Их заметил уже Берлиоз, назвавший Вебера «вдохновенным первооткрывателем» в этой области творчества. «Ни Саккини, ни Глюк, никто другой из великих мастеров той эпохи не извлекли пользы из низких звуков клар­нета»,— писал  Берлиоз, указывая как на  исключение лишь на Моцарта, который применил их «в аккомпанементах мрач­ного характера, таких как в трио масок в „Дон-Жуане". Вебер действительно был первым, кто почувствовал всю полноту не­обыкновенных возможностей кларнета в нижних пределах его диапазона. Берлиоз, опираясь лишь на оркестровое наследие композитора, писал о «полных холодной угрозы эффектах», о «звуках застывшей ярости», о «том устрашающем, что есть в тембре этих низких звуков, когда ими пользуются, чтобы вы­держать зловещие гармонии». Подобные примеры содержатся и в оперном оркестре Вебера, особенно в «Вольном стрелке». Однако это только одна сторона открытых Вебером возможностей. Сольные пьесы изобилуют и другими, в них раскрыва­ются более широкие и многообразные музыкально-образные возможности нижнего регистра кларнета. В мелодических куль­минациях, как мы показали, здесь проявляются главным образом качества драматически-экспрессивные. Существуют и эпи­зоды противоположного характера. Так, в блестящих, кокетливо-скерцозных финальных веберовских рондо тембр нижнего регистра кларнета (равно как и фагота в Концерте для фа­гота) приобретает нередко иронично-гротесковый или юмористический оттенок, как, например, в рондо Первого концерта:


В других случаях, как во вступительной фразе Второго кон­церта для кларнета, резковато-открытый блестящий колорит нижних нот создает тембровый контраст в ярких регистровых сопоставлениях, являющихся одним из неотъемлемых свойств новой концертности:


Все более широкое включение низких разделов диапазона в «рабочий» игровой объем кларнета чрезвычайно характерно для данной группы произведений Вебера. Это легко прослежи­вается в виртуозных вариационных разработках, каденциях, в широких завершающих пассажах. В финальном полонезе Вто­рого концерта яркие вкрапления нижнего регистра в извилистый поток богато орнаментированной мелодии необыкновенно обогащают фактуру, придают ей «объемность», насыщенность.

По-иному привлекателен и неожиданный эффект, когда в ясную, лирическую мелодию (средний эпизод того же полонеза) внезапно вторгается причудливый колорит звуков ниж­него регистра, как бы прерывающих на момент ее течение, ко­торое продолжается, словно обновленное в своем неотразимом звуковом очаровании:


В результате столь тонкого и многостороннего осмысления нижний регистр кларнета приобретает у Вебера особую сферу музыкально-образных значений. Для выявления его специфи­ческих особенностей уже не требуются крайние регистровые сопоставления, он выразителен и сам по себе, и в сочетании со Средним регистром. В этом отношении чрезвычайно показателем в Концертино эпизод Lento, в котором после стремитель­ного каскада бравурных пассажей музыкальное движение почти застывает в глубоком внутреннем беспокойстве, скрытой тревоге. Напряженно-настороженная, словно угрожающая, тихая фраза у кларнета в низком регистре вызывает короткую ответ­ную реплику, исполненную благородной нежности и мольбы, в среднем регистре (она звучит в характере лирического речитатива); затем  восстанавливается первоначальное движение (пример 22).

Аналогичный по значению эпизод содержится и в Первом концерте для кларнета.


Смелое использование регистров инструмента, и особенно нижнего, не привлекавшего прежде особого внимания компози­торов, говорит о том, что проблема колорита приобрела у Вебера чрезвычайное значение.
Образное содержание музыки Вебера, темброво-интонационное своеобразие его инструментализма в свою очередь воз­действовали на формирование новых тенденций в исполнитель­ском искусстве в области выражения патетической экспрессии, лирически-взволнованных чувств, речевых интонаций, тонких переходов настроения, а также юмора, гротеска и т.д.

А как вам черногория?

Скачать журналы, книги, аудиокниги известных авторов без регистрации и бесплатно 

Фирма экстракт молодости продаёт экстракты долголетия по низким ценам. Ждем вас. Мы вам всегда рады!
Категория: Вебер | Добавил: Weri (29.08.2012)
Просмотров: 3292 | Теги: вебер | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]