КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР - ЖИЗНЬ ИНСТРУМЕНТА В ОРКЕСТРЕ (10 ЧАСТЬ) - Вебер - Рождение романтического инструментализма - Каталог статей - Красивая музыка
Воскресенье, 11.12.2016, 16:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР - ЖИЗНЬ ИНСТРУМЕНТА В ОРКЕСТРЕ (10 ЧАСТЬ)

Пасторальный характер валторны ясно осознавался класси­ками. Прекрасные примеры «пасторальных» валторн содер­жатся и в оратории «Времена года» Гайдна, и в Шестой симфо­нии Бетховена. Но нигде не найдем мы таких рельефных, полно­кровных, развернутых изображений природы, какие с помощью валторн дает в «Вольном стрелке» Вебер. Знаменитый квартет валторн в увертюрерисует лес — спокойный, при­вольный, залитый солнцем; а в другом месте — картину леса ночного, тревожного, волнуемого ветром, полного опасностей.«Лесные» валторны Вебера положили начало романти­ческой звукописи природы.

Совершенно новую функцию валторны выполняют в кол­довской фантастике «Волчьего ущелья». Уже Глюк в «Армиде» использовал эффекты форсированного валторнового форте, а в «Альцесте» применил закрытые звуки не с целью хроматизации, а для достижения характеристического эффекта. Вебер значительно развил эти эффекты. Ярко образны резкие, «над­рывные» удары валторн (с фаготами), подражающие лаю ад­ской своры в музыке «дикой охоты»;их же приглу­шенные, длящиеся «мертвые» звучания как бы комментируют сценические ситуации «Волчьего ущелья» (например, реплику Самиэля «.. .утром ты или он»и т. п.

Разнообразны сигналы валторны: от мощного ми-бемоль-ма­жорного клича в увертюре до разнообразных охотничьих сигна­лов, имеющих своим истоком оригинальную немецкую охот­ничью музыку. Органичны валторны и в хоральной фактуре, связанной более всего с лирическими (терцет 1 действия, ария Макса,либо с возвышенно-торжественными (му­зыка Отшельника, сэпизодами оперы. Таким образом, в «Вольном стрелке» Вебер наметил новый этап эволюции вы­разительных возможностей валторны. «Никто из мастеров, на мой взгляд, не умел пользоваться валторной более полно, чем Вебер... он заставил валторны говорить чудесным и новым язы­ком»,— так заключил Берлиоз свою мысль о валторнах в ор­кестре Вебера.

Касаясь других мундштучных инструментов, следует ука­зать на тромбон, ибо использование труб в «Вольном стрелке» в основном не выходит за рамки традиционных тутти, а тубы или офиклеида в этой партитуре нет. С новшествами в при­менении тромбона можно встретиться уже в увертюре (лирические реплики 2-го и 3-го тромбонов), в сцене «Волчьего ущелья»   (целый  ряд  колористических  моментов,  связанных с фантастическими ситуациями: например, вступление или хор духов)и, наконец, в торжественной хоральной му­зыке Святого отшельника.

Таковы в общих чертах основные особенности романтиче­ского инструментализма у Вебера, рассмотренные в аспекте интерпретации им духовых инструментов. Дальнейшая эволю­ция в этой области опиралась в первую очередь на их темброво-интонационные возможности.

P.s. -  Сегодня нашёл привлекательные цены на шелковые ковры, и уже пара ковров украшают мой дом.

Категория: Вебер | Добавил: Профессионал (17.12.2012)
Просмотров: 623 | Комментарии: 1 | Теги: вебер | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
Me and this article, siitntg in a tree, L-E-A-R-N-I-N-G!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]