КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР - ЖИЗНЬ ИНСТРУМЕНТА В ОРКЕСТРЕ (8 ЧАСТЬ) - Вебер - Рождение романтического инструментализма - Каталог статей - Красивая музыка
Воскресенье, 11.12.2016, 12:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР - ЖИЗНЬ ИНСТРУМЕНТА В ОРКЕСТРЕ (8 ЧАСТЬ)

Необыкновенно расширяются и функции фагота. Очевидно, впервые столь скрупулезно и с таким удивительным проникно­вением в самые сокровенные тайны инструмента используются тончайшие оттенки его звучания. Если в оркестре классиков, особенно до Бетховена, тембры инструментов использовались, главным образом, в красочной и динамической функциях, то Вебер осмысливает драматургическое значение тембра в первую очередь как определенный характер. Сказанное в значительной степени определяет интерпретацию фагота в оркестре «Вольного стрелка». Именно вкрапления фаготного тембра — подчеркнем, не фраз фагота, не мотивов или реплик с его участием, а именно тембра (например, одного длящегося фаготного звука) —опре­деляют характер разнообразных музыкальных эпизодов оперы. Вспомним в увертюре: малая секунда кларнета, пиццикато ба­сов с ударами литавр, драматическая фраза виолончелей, кото­рая заканчивается глубоким, выдержанным до у фагота. 

В терцете II действия ощущение скрытой тревоги создается также лишь благодаря длящемуся фаготному звуку. Во вступлении к сцене «Волчьего ущелья» мрачный колорит низких кларнетов,  приглушенных тромбонов, басов, виолончелей на фоне трепещущих тремоло струнных усугубля­ется подключением затаенного тембра нижнего регистра фа­гота. С другой стороны, аналогичные средства используются и в иных ситуациях: колышущиеся фаготно-валторновые аккорды рисуют волнуемый ветром ночной лес, а в финале III действия признаниям Макса сопутствует прозрачный колорит верхних нот фагота. Эти прочувствованные звучания фагота воспринимаются как своего рода лейттембр, связывающийся с возвышенно-скорбным состоянием раскаяния, очищающим героя. Чтобы выразить такое содер­жание средствами фагота, верхний  регистр которого харак­теризовался теоретиками XIX столетия как «мучительный, бо­лезненный... даже жалкий», «тяжелый и страдальческий», следовало овладеть и соответствующими исполнительскими приемами. Их освоение в процессе музыкальной эволюции и преобразило в конечном счете «мучительные» верхние звуки фагота в широко используемый и изобилующий выразитель­ными возможностями рабочий участок его диапазона. 

Исследуя новации музыкального творчества, не следует забывать об этой важной стороне их воздействия на прогресс исполнительской культуры.

Читать далее


P.s. -  Выгодная аренда офиса без комиссии 

Категория: Вебер | Добавил: Профессионал (07.12.2012)
Просмотров: 645 | Теги: вебер | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]