Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
Необыкновенно расширяются и функции фагота. Очевидно, впервые столь скрупулезно и с таким удивительным проникновением в самые сокровенные тайны инструмента используются тончайшие оттенки его звучания. Если в оркестре классиков, особенно до Бетховена, тембры инструментов использовались, главным образом, в красочной и динамической функциях, то Вебер осмысливает драматургическое значение тембра в первую очередь как определенный характер. Сказанное в значительной степени определяет интерпретацию фагота в оркестре «Вольного стрелка». Именно вкрапления фаготного тембра — подчеркнем, не фраз фагота, не мотивов или реплик с его участием, а именно тембра (например, одного длящегося фаготного звука) —определяют характер разнообразных музыкальных эпизодов оперы. Вспомним в увертюре: малая секунда кларнета, пиццикато басов с ударами литавр, драматическая фраза виолончелей, которая заканчивается глубоким, выдержанным до у фагота. В терцете II действия ощущение скрытой тревоги создается также лишь благодаря длящемуся фаготному звуку. Во вступлении к сцене «Волчьего ущелья» мрачный колорит низких кларнетов, приглушенных тромбонов, басов, виолончелей на фоне трепещущих тремоло струнных усугубляется подключением затаенного тембра нижнего регистра фагота. С другой стороны, аналогичные средства используются и в иных ситуациях: колышущиеся фаготно-валторновые аккорды рисуют волнуемый ветром ночной лес, а в финале III действия признаниям Макса сопутствует прозрачный колорит верхних нот фагота. Эти прочувствованные звучания фагота воспринимаются как своего рода лейттембр, связывающийся с возвышенно-скорбным состоянием раскаяния, очищающим героя. Чтобы выразить такое содержание средствами фагота, верхний регистр которого характеризовался теоретиками XIX столетия как «мучительный, болезненный... даже жалкий», «тяжелый и страдальческий», следовало овладеть и соответствующими исполнительскими приемами. Их освоение в процессе музыкальной эволюции и преобразило в конечном счете «мучительные» верхние звуки фагота в широко используемый и изобилующий выразительными возможностями рабочий участок его диапазона. Исследуя новации музыкального
творчества, не следует забывать об этой важной стороне их воздействия на прогресс
исполнительской культуры. P.s. - Выгодная | |
Просмотров: 1307
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |