Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
История КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (2 ЧАСТЬ - Ноты)
Предыдущая часть (начало) - История Вебера Чрезвычайно органично сливаются Вебером в сочинениях для духовых маршевые интонации, столь популярные в предшествующем столетии и многообразно претворенные Бетховеном и композиторами-романтиками. Так, I часть Концерта для фагота Вебера представляет собой широко развитый концертный марш: ранее в литературе для фагота столь своеобразные, глубоко новаторские произведения не встречались. Маршевые интонации преобладают и в I части Второго концерта для кларнета. В «Венгерской фантазии» для фагота и фортепиано воплотились характерные для романтиков фольклорные мотивы. Сво-ботная рапсодическая форма, богатство национально-характерной ритмики, подчеркнуто-концертный виртуозный стиль ПО июля ют отнести ее к числу произведений, предваривших вен горскую тематику в музыкальной литературе нерпой полонимы XIX столетия («Венгерский дивертисмент» Шуберта, «Венгерские рапсодии» Листа и др.). В целом этот круг произведений Вебера внес в сферу музыки для духовых инструментов новые веяния: романтическое ощущение природы и жизни, драматический подъем и благородный пафос, восторженную порывистость и поэтическое воодушевление. Заметны перемены и в специфически инструментальной области. Рождается новый тип концертности — красочной, нередко декоративной, основанной на динамике целеустремленного движения и ярких контрастах, тяготеющей к вариационным и импровизационным формам развития. Возникают также новые технико-выразительные и фактурные приемы. Наиболее ярко выявились эти черты в произведениях для кларнета, и рассмотреть их удобно на примере двух характернейших из них: Концертино (ор. 26) и Первом концерте (ор. 73). Уже первые такты этих произведений погружают в завораживающий мир романтической образности. Мощные вступительные аккорды Концертино растворяются в скорбных томительных вздохах-ответах. Тревожно-взволнованный колорит Концерта подчеркивают ритмические биения верхних голосов и напряженная суховато-отрывистая поступь басов. Очень сходны и вступления солирующего инструмента. Линия сопровождения, ниспадая, словно бы отступает перед высоким голосом кларнета, дополняющего гармоническую ткань трепетной кантиленой. Вступление светлого кларнетового тембра, озаряющего в Концертино низкий сочный регистр аккомпанемента, производит чарующее впечатление. Романтическая взволнованность главной темы Концерта является результатом органического слияния интонационного и тембрового начал. Кульминации строятся на регистровых контрастах, но характер их различен. В Концертино патетические, полные энергии полутораоктавные ходы кларнета к нижним границам диапазона рождают жалобно-просветленные отзвуки в верхнем регистре. Функции регистров при этом как бы смещены: напряжение нарастает параллельно нисхождению мелодии, предельные ми-бемоль и ре малой октавы исполнены силы и романтического пафоса, а отрешенность реплики в верхнем регистре вносит умиротворение. Иначе в Концерте: развернутое энергичное нарастание выливается в решительный взлет к яркой и мощной кульминации, которая завершается бурным устремлением к нижнему регистру. Здесь высокий регистр у кларнета буквально сверкает, а густой вибрирующий тембр нижних звуков его диапазона драматически экспрессивен: Иногда именно в нижнем регистре реализуется кульминационная зона построения. Так, поэтически восторженная, приподнятая вторая тема I части Концерта фа минор словно возвращается к действительности, «приземляется» энергичным, «со всей силой» (con tutta forza) акцентированным ходом кларнета к пределам нижнего регистра с его суровым, несколько открытым тембром: В заключении этой части чрезвычайно эффектен насыщенный страстной энергией порыв к нижней границе диапазона по ступеням уменьшенного септаккорда: | |
Просмотров: 2137 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||