Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
Нередко применение дублирования инструментом вокальной партии. В терцете с хором из 1 действия фагот, играющий в унисон с партией Каспара, придает ей зловещий демонический характер. Извилистая змеевидная мелодия, вписанная в теплый лирический фон, словно воплощает злобно-саркастическую фигуру «нечистого охотника». А в партии Килиана (его Куплетах из 1 действия) возникает жанровый гротеск. Фагот в унисон с певцом (баритон) повторяет музыку вступления, прозвучавшую там у флейты и скрипок. При этом фагот дублирует связную певучую мелодию солиста отрывистыми стаккато, словно бы добродушно подчеркивая комические черты Килиана. Возникает необыкновенно колоритный эффект противопоставления флейтово-скрипичного характера фаготно-вокальному. Показательны и объединения фагота с другими инструментами. О сочетании двух фаготов и двух флейт-пикколо в песне Каспара из 1 действия уже упоминалось выше. Напомним еще широкоизвестные эффекты фантастичной звукописи фаготов и валторн в сцене «адской охоты»; фаготов, кларнетов и струнных басов в музыке «черного вепря» (после отливки второй волшебной пули). Встречаются и другие сочетания: со скрипками — в напряженной патетической фразе из разработки увертюры; с кларнетом — в элегантно-изящных фигурациях, сопровождающих партию Анхен в дуэте 2 действия и в лирических хоралах арии Агаты из того же действия; с виолончелями—в широких кантиленных фразах из той же арии и многие другие. Таким образом, в интерпретации фагота проявилось особенно ярко темброво-интонационное мышление Вебера. «Валторна — инструмент благородный и
меланхоличный; в то же время выразительный тембр и все ее звучание таковы, что
могут найти применение в пьесах любого характера.» писал Берлиоз, имея в виду
натуральную валторну веберовской эпохи. Берлиоз давал эти оценки в 40-х годах
XIX столетия, опираясь на богатейший опыт интерпретации валторны в романтическом
оркестре. Вебер этим опытом воспользоваться не мог, поскольку он и был
зачинателем оркестровых преобразований. Обращаясь к валторне, композитор,
разумеется, знал и учитывал традиции ее использования в XVIII столетии, но исходил
из новых художественно-эстетических принципов. Отсюда активное обогащение, а
нередко и переосмысление оркестровой функции валторны, позволившее Берлиозу
судить о столь широких возможностях ее применения как об уже известном факте. P.s. - Купить отличный | |
Просмотров: 1626 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |