Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
История Карл Мария Фон Вебер (2 ЧАСТЬ - Ноты)
Прочесть предыдущий материал о Вебере В связи с нижним регистром кларнета мы сразу же сталкиваемся с теми разительными переменами, которые ввел в его им интерпретацию Вебер. Их заметил уже Берлиоз, назвавший Вебера «вдохновенным первооткрывателем» в этой области творчества. «Ни Саккини, ни Глюк, никто другой из великих мастеров той эпохи не извлекли пользы из низких звуков кларнета»,— писал Берлиоз, указывая как на исключение лишь на Моцарта, который применил их «в аккомпанементах мрачного характера, таких как в трио масок в „Дон-Жуане". Вебер действительно был первым, кто почувствовал всю полноту необыкновенных возможностей кларнета в нижних пределах его диапазона. Берлиоз, опираясь лишь на оркестровое наследие композитора, писал о «полных холодной угрозы эффектах», о «звуках застывшей ярости», о «том устрашающем, что есть в тембре этих низких звуков, когда ими пользуются, чтобы выдержать зловещие гармонии». Подобные примеры содержатся и в оперном оркестре Вебера, особенно в «Вольном стрелке». Однако это только одна сторона открытых Вебером возможностей. Сольные пьесы изобилуют и другими, в них раскрываются более широкие и многообразные музыкально-образные возможности нижнего регистра кларнета. В мелодических кульминациях, как мы показали, здесь проявляются главным образом качества драматически-экспрессивные. Существуют и эпизоды противоположного характера. Так, в блестящих, кокетливо-скерцозных финальных веберовских рондо тембр нижнего регистра кларнета (равно как и фагота в Концерте для фагота) приобретает нередко иронично-гротесковый или юмористический оттенок, как, например, в рондо Первого концерта: В других случаях, как во вступительной фразе Второго концерта для кларнета, резковато-открытый блестящий колорит нижних нот создает тембровый контраст в ярких регистровых сопоставлениях, являющихся одним из неотъемлемых свойств новой концертности: Все более широкое включение низких разделов диапазона в «рабочий» игровой объем кларнета чрезвычайно характерно для данной группы произведений Вебера. Это легко прослеживается в виртуозных вариационных разработках, каденциях, в широких завершающих пассажах. В финальном полонезе Второго концерта яркие вкрапления нижнего регистра в извилистый поток богато орнаментированной мелодии необыкновенно обогащают фактуру, придают ей «объемность», насыщенность. По-иному привлекателен и неожиданный эффект, когда в ясную, лирическую мелодию (средний эпизод того же полонеза) внезапно вторгается причудливый колорит звуков нижнего регистра, как бы прерывающих на момент ее течение, которое продолжается, словно обновленное в своем неотразимом звуковом очаровании: В результате столь тонкого и многостороннего осмысления нижний регистр кларнета приобретает у Вебера особую сферу музыкально-образных значений. Для выявления его специфических особенностей уже не требуются крайние регистровые сопоставления, он выразителен и сам по себе, и в сочетании со Средним регистром. В этом отношении чрезвычайно показателем в Концертино эпизод Lento, в котором после стремительного каскада бравурных пассажей музыкальное движение почти застывает в глубоком внутреннем беспокойстве, скрытой тревоге. Напряженно-настороженная, словно угрожающая, тихая фраза у кларнета в низком регистре вызывает короткую ответную реплику, исполненную благородной нежности и мольбы, в среднем регистре (она звучит в характере лирического речитатива); затем восстанавливается первоначальное движение (пример 22). Аналогичный по значению эпизод содержится и в Первом концерте для кларнета. Смелое использование регистров инструмента, и особенно нижнего, не привлекавшего прежде особого внимания композиторов, говорит о том, что проблема колорита приобрела у Вебера чрезвычайное значение. Образное содержание музыки Вебера, темброво-интонационное своеобразие его инструментализма в свою очередь воздействовали на формирование новых тенденций в исполнительском искусстве в области выражения патетической экспрессии, лирически-взволнованных чувств, речевых интонаций, тонких переходов настроения, а также юмора, гротеска и т.д. А как вам черногория? Фирма экстракт молодости продаёт экстракты долголетия по низким ценам. Ждем вас. Мы вам всегда рады!
| |
Просмотров: 5813
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |