Вторник, 23.04.2024, 20:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

История Карл Мария фон Вебер (1 часть)
К 1811 году Карл Мария фон Вебер заметно отошел от концертной деятель­ности, все более отдаваясь реформе музыкального искусства. Она увенчалась, как известно, созданием нового музыкального театра и — в его рамках — романтического оркестра. Но этому предшествовал ряд новаторских достижений в области сольно-инструментального творчества композитора.
Все сольные сочинения для духовых (за исключением Концертино для валторны) были написаны Вебером в 1811 году. 

Подобно своему великому пред­шественнику, он создал трехчастный Концерт для фагота, пи­сал и для валторны. Вместе с тем произведения Вебера для духовых заметно отличаются от моцартовских. Кроме концер­тов, сохраняющих структуру классического трехчастного цикла, Вебер создает одночастные концертные пьесы: Концертино, концертные Вариации, Фантазию, Большой концертный дуэт. Суть, однако, не в формальных видоизменениях. Трансформи­руются прежде всего характер, стиль, содержание самой му­зыки, и на этой основе складываются совершенно новые, неведо­мые классицизму инструментально-исполнительские  принципы.
В тех редких случаях, когда в музыковедческих исследова­ниях заходит речь о веберовском инструментализме (заметим попутно, что сольно-духовой сферы они при этом никогда не ка­саются), то глубокое раскрытие композитором инструменталь­ной  специфики   объясняется, в основном,   тем, что Вебер тщательно изучил музыкальные инструменты и обладал большим исполнительским опытом. Этот бесспорный факт отражает, однако, лишь одну сторону явления. Поставить уровень инстру­ментализма в зависимость от освоения музыкально-технических возможностей инструментов своей эпохи — значит исказить тут общую историческую перспективу, поскольку эволюция инстру­ментально-исполнительских приемов и конструкции инструмен­тов  является   производным  от  основополагающего  процесса развития музыкального творчества. Инструментализм Вебера — и это главное — сложился не только и не столько в результате и (учения инструментария (хотя на определенном этапе это имело весомое значение), сколько под воздействием эстетиче­ских взглядов композитора, его художественных устремлений. Подобно  Вивальди, Баху, Моцарту, Вебер был не просто знато­ком, ни прежде всего творцом инструментализма нового времени, новизной, широтой и разнообразием музыкально-художественных требований композитора, которым решительно не отвечали возможности инструментария предшествующей эпохи, стимулировалось его дальнейшее совершенствование.

Но обратимся к перечисленным выше произведениям Вебера и рассмотрим, как в их рамках трансформировались особенности содержания и композиции классического сольно-концертного цикла.

Первые части циклов приобретают характер приподнято-взволнованного повествования, наполняются красочной игрой регистров, ритмов, модуляций. Тематизм основан на плавной, широкого дыхания мелодике, возникающей как средство вопло­щения душевных переживаний. Быстрые (а порой и медлен­ные) разделы Вебер насыщает элементами других концертных форм — вариаций, фантазий. Так, тематическая разработка большей частью заменена у него вариационным развитием, не­редко приводящим в моменты кульминаций к ярким импрови­зационным каденциям.

В медленных частях явственна опора на вокальные жанры и формы. Причем Вебер обращается к романсово-песенным интонациям, поднятым до уровня высочайшего лирического обобщения («Романс» из Второго концерта для кларнета. Andante con moto из Большого концертного дуэта); опираясь на вокальный распев, композитор создает свои неповторимые специфически-инструментальные кантилены (Adagio ma non troppo из Первого концерта для кларнета, Lento из Концер­тино для кларнета и т. п.).

В финалах рассматриваемых произведений Вебер, следуя традиции, использует танцевальные жанры. Однако трактовка их здесь предвосхищает виртуозные формы концертных полоне­зов и вальсов, позднее широко развитые в творчестве самого Вебера, а также у Шуберта, Берлиоза, Глинки, Шопена и дру­гих. Законченный, со всеми чертами блестящей концертности, образец виртуозного полонеза предстает в Финале Второго кон­церта для кларнета; использован полонез и в заключении Кон­цертино для валторны. Черты блестящего концертного вальса отчетливо слышны в завершающих разделах Темы с вариаци­ями для кларнета и фортепиано, в кларнетовом Концертино.

Категория: Вебер | Добавил: Weri (29.08.2012)
Просмотров: 1882 | Комментарии: 1 | Теги: вебер | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1 Dahrann  
0
All tighns considered, this is a first class post

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]