Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
В «Вольном стрелке» флейта звучит, главным образом, в различных сочетаниях с инструментами оркестра и с голосами певцов, выполняя преимущественно колористическую функцию. Так, флейте с виолончелями поручена характерная жанровая музыка вступления к песне Килиана из I действия оперы; вместе с кларнетом, затем с фаготом она сопровождает воспоминания Макса; а чуть далее, когда мысль героя обращается к Агате, флейты и гобои играют нежный элегический хорал; в сочетаниях с голосом флейта углубляет блестящий, элегантный характер партии Анхен в терцете II действия и арии III действия. Однако и в рамках колористической функции Вебер находит удивительно тонкую интерпретацию тембра играющих в терцию низких флейт для драматургически совершенно противоположных моментов. Иное дело флейта-пикколо. Использовавшаяся ранее главным образом для продолжения верхних границ флейтового звукоряда, она получает в романтическом оркестре новое применение. Но с наибольшей
полнотой они раскрываются Вебером: в мефистофельски-ироничных
флейтово-фаготных репликах, сопровождающих песню Каспара (две флейты-пикколо и
два фагота), в «дьявольских» звукоподражаниях адской охоте, в мрачных,
яростных интонациях арии мести Каспара. Во всех этих и других подобных
ситуациях флейта-пикколо чаще всего объединяется с фаготами. Сочетание
хрипловатых фаготных звучаний с резко свистящими флейтовыми «верхами»
чрезвычайно колоритно. Рождается и традиционная функция «пиколки»: в начальном
хоре оперы ее пронзительно-яркие звуки, прорезая словно вспышками фейерверка
мощное тутти оркестра, озаряют победные кличи «Виктория!».
Заметно сужено и применение гобоя. Этот непревзойденный певец скорби и жалобы в музыкальных драмах Глюка в «Вольном стрелке» лишь изредка исполняет лирические фразы, например в увертюре. Основные же его функции здесь — гармоническая и колористическая, особенно в сфере низкого регистра или в малых терциях с кларнетом в музыке Самиэля, либо в различных жанрово-бытовых эпизодах. Даже там, где гобой выступает в роли концертирующего «облигатного» инструмента (знаменитая ариетта Анхен из II действия), при всем техническом совершенстве и мелодическом обаянии его партии она остается в рамках светской элегантно-шутливой характеристики. Кроме этого солирующий гобой применяется в народных сценах, например, в хоре подруг невесты из II действия оперы. P.s. - Как отпраздновать | |
Просмотров: 1457 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |