Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
Пасторальный характер валторны ясно осознавался классиками. Прекрасные примеры «пасторальных» валторн содержатся и в оратории «Времена года» Гайдна, и в Шестой симфонии Бетховена. Но нигде не найдем мы таких рельефных, полнокровных, развернутых изображений природы, какие с помощью валторн дает в «Вольном стрелке» Вебер. Знаменитый квартет валторн в увертюрерисует лес — спокойный, привольный, залитый солнцем; а в другом месте — картину леса ночного, тревожного, волнуемого ветром, полного опасностей.«Лесные» валторны Вебера положили начало романтической звукописи природы. Совершенно новую функцию валторны выполняют в колдовской фантастике «Волчьего ущелья». Уже Глюк в «Армиде» использовал эффекты форсированного валторнового форте, а в «Альцесте» применил закрытые звуки не с целью хроматизации, а для достижения характеристического эффекта. Вебер значительно развил эти эффекты. Ярко образны резкие, «надрывные» удары валторн (с фаготами), подражающие лаю адской своры в музыке «дикой охоты»;их же приглушенные, длящиеся «мертвые» звучания как бы комментируют сценические ситуации «Волчьего ущелья» (например, реплику Самиэля «.. .утром ты или он»и т. п. Разнообразны сигналы валторны: от мощного ми-бемоль-мажорного клича в увертюре до разнообразных охотничьих сигналов, имеющих своим истоком оригинальную немецкую охотничью музыку. Органичны валторны и в хоральной фактуре, связанной более всего с лирическими (терцет 1 действия, ария Макса,либо с возвышенно-торжественными (музыка Отшельника, сэпизодами оперы. Таким образом, в «Вольном стрелке» Вебер наметил новый этап эволюции выразительных возможностей валторны. «Никто из мастеров, на мой взгляд, не умел пользоваться валторной более полно, чем Вебер... он заставил валторны говорить чудесным и новым языком»,— так заключил Берлиоз свою мысль о валторнах в оркестре Вебера. Касаясь других мундштучных инструментов, следует указать на тромбон, ибо использование труб в «Вольном стрелке» в основном не выходит за рамки традиционных тутти, а тубы или офиклеида в этой партитуре нет. С новшествами в применении тромбона можно встретиться уже в увертюре (лирические реплики 2-го и 3-го тромбонов), в сцене «Волчьего ущелья» (целый ряд колористических моментов, связанных с фантастическими ситуациями: например, вступление или хор духов)и, наконец, в торжественной хоральной музыке Святого отшельника. Таковы в общих чертах основные особенности
романтического инструментализма у Вебера, рассмотренные в аспекте
интерпретации им духовых инструментов. Дальнейшая эволюция в этой области
опиралась в первую очередь на их темброво-интонационные возможности. P.s. - Сегодня нашёл привлекательные | |
Просмотров: 1434 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||