Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер |
КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (4 ЧАСТЬ)
Специфична акцентировка и в проникновенных медленных частях. Вебер был первым, кто придал особое значение медленным разделам романтического инструментально-концертного цикла. Именно здесь с наибольшей полнотой выявилось взаимодействие со стихией вокальности. В качестве образца служила оперная ария. Но не монументальная, замкнутая определенным кругом эмоций, репрезентативная ария da саро оперы-сериа XVIII века, а новый тип романтической арии XIX столетия. В атмосфере этой песенной культуры сложились основные эстетические нормы музыкального романтизма, его новые образные тенденции. Среди медленных разделов веберовских пьес для духовых можно найти и чрезвычайно близкие типу вокальной арии, органично интонируемой инструментом, и особенно инструментальные кантилены, ведущие свое происхождение от вокального интонирования и претворившие его принципы. Одним из ярких образцов такой кантилены является II часть кларнетового Концерта фа минор. Моменты акцентуации здесь необычайно выпуклы. Так уже во 2-м такте пьесы возникает характернейший именно для данной кантилены акцент. Он воспроизводится мягким, глубоким толчком нагнетаемого дыхания и подчеркивает кульминационный момент длительно крещендируемого звука: Несколько далее аналогичный прием использован в крещендо для того, чтобы оттенить наступление сильной доли такта. Уже само название II части Второго концерта для кларнета — Романс — говорит о связи с вокальной музыкой. Сдержанная лирически-приглушенная мелодия неожиданно ярким всплеском вырывается в верхний регистр. Чтобы смягчить внезапную резкость, Вебер предписывает не акцент-укол, а форте, подготавливаемое короткими крещендо. Возникает, по-существу, мелодический акцент, выделяющий кульминационный момент кантиленной фразы. В медленной части Концертного дуэта для кларнета и фортепиано акценты усиливают скорбные интонации мелодии (особенно в т. 9), сгущают экспрессивность регистровых сопоставлений-скачков (т. 13—17), подчеркивают трепетность лирических задержаний (т. 22). Многообразна в медленных частях произведений для духовых акцентуация «разговорно-речитативных» моментов, как, например, в разработке медленной части Концертного дуэта, в речитативе из Романса Второго концерта и т. д. В произведениях Вебера для духовых впервые встречаются такие обозначения, как brillante, con anima, espressivo, lusingando, con tutta forza и другие, подчеркивающие тонкости интерпретации, а также применяется ряд новых штрихов. Среди последних следует особо отметить portamento. Несмотря на известную легкость звукоизвлечения в пиано и пианиссимо, портаменто на кларнете всегда составляло определенную трудность, и Моцарт портаменто не использовал. Вебер же, исходя из требований музыкальной выразительности, смело применил его в своих произведениях для духовых. Портаменто встречается и в подвижной кантилене, в моменты наиболее гибкого интонирования, как в следующем примере из Первого концерта, и в медленных частях. Нюансировка Небера столь определенна в своих значениях, что сохраняет смысл и целенаправленность даже в отрыве от нотной строки. Например, в кульминации I части Концерта фа минор содержатся взволнованные портаменто-акценты, затем сильные акценты под лигой, акценты форте, фортиссимо и, наконец, яркий акцент tenuto или в той же части, акценты-сфорцандо; сфорцандо на слабой (третьей) доле и, наконец, три форте. Многообразие веберовской нюансировки породило и соответствующий арсенал исполнительских приемов, часть из которых была рассмотрена выше. Нет сомнения в том, что принципы опертого дыхания, координация его с губными напряжениями, тонкая дифференцированность амбушюрных ощущений,— то есть все краеугольные положения современной исполнительской методики,— развились в значительной степени под влиянием музыки Вебера. Мы уделили внимание в основном кларнету, ибо для него написано Вебером наибольшее количество произведений этой группы. Кроме того, в отличие от флейты, гобоя, фагота, валторны, кларнет, появившийся позднее, не имел еще исторически сложившегося сольного репертуара. Поэтому новшества, осваиваемые кларнетом, особенно заметны, хотя и не связаны с ним одним. Одновременно расширились и исполнительские возможности фагота (Концерт, частично «Венгерская фантазия»), валторны (Концертино) и других инструментов. Новый, открытый Вебером мир романтического инструментализма распространился на все явления исполнительской культуры, связанной, в частности, с духовыми инструментами, и охватил также сферу оркестрового творчества. | |
Просмотров: 1689
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |