История КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (2 ЧАСТЬ - Ноты) - Вебер - Рождение романтического инструментализма - Каталог статей - Красивая музыка
Вторник, 21.02.2017, 08:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » Вебер

История КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (2 ЧАСТЬ - Ноты)
Предыдущая часть (начало) - История Вебера

Чрезвычайно органично сливаются Вебером в сочинениях для духовых маршевые интонации, столь популярные в предшествующем столетии и многообразно претворенные Бетхове­ном и композиторами-романтиками. Так, I часть Концерта для фагота Вебера представляет собой широко развитый концерт­ный марш: ранее в литературе для фагота столь своеобразные, глубоко новаторские произведения не встречались. Маршевые интонации преобладают и в I части Второго концерта для клар­нета. В «Венгерской фантазии» для фагота и фортепиано воплотились характерные для романтиков фольклорные мотивы. Сво-ботная рапсодическая форма, богатство национально-характер­ной ритмики, подчеркнуто-концертный виртуозный стиль ПО июля ют отнести ее к числу произведений, предваривших вен горскую тематику в музыкальной литературе нерпой полонимы XIX столетия («Венгерский дивертисмент» Шуберта, «Венгер­ские рапсодии» Листа и др.).

В целом этот круг произведений Вебера внес в сферу му­зыки для духовых инструментов новые веяния: романтическое ощущение природы и жизни, драматический подъем и благород­ный пафос, восторженную порывистость и поэтическое вооду­шевление. Заметны перемены и в специфически инструменталь­ной области. Рождается новый тип концертности — красочной, нередко декоративной, основанной на динамике целеустремленного движения и ярких контрастах, тяготеющей к вариацион­ным и импровизационным формам развития. Возникают также новые технико-выразительные и фактурные приемы.

Наиболее ярко выявились эти черты в произведениях для кларнета, и рассмотреть их удобно на примере двух характер­нейших из них: Концертино (ор. 26) и Первом концерте (ор. 73).

Уже первые такты этих произведений погружают в завораживающий мир романтической образности. Мощные вступитель­ные аккорды Концертино растворяются в скорбных томитель­ных вздохах-ответах. Тревожно-взволнованный колорит Кон­церта подчеркивают ритмические биения верхних голосов и напряженная суховато-отрывистая поступь басов. Очень сходны и вступления солирующего инструмента. Линия сопровождения, ниспадая, словно бы отступает перед высоким голосом клар­нета, дополняющего гармоническую ткань трепетной кантиле­ной. Вступление светлого кларнетового тембра, озаряющего в Концертино низкий сочный регистр аккомпанемента, произ­водит чарующее впечатление.
Романтическая взволнованность главной темы Концерта яв­ляется результатом органического слияния интонационного и тембрового начал.
Кульминации строятся на регистровых контрастах, но ха­рактер их различен. 

В Концертино патетические, полные энер­гии полутораоктавные ходы кларнета к нижним границам диа­пазона рождают жалобно-просветленные отзвуки в верхнем регистре.


Функции регистров при этом как бы смещены: напряжение нарастает параллельно нисхождению мелодии, предельные ми-бемоль и ре малой октавы исполнены силы и романтического пафоса, а отрешенность реплики в верхнем регистре вносит уми­ротворение. Иначе в Концерте: развернутое энергичное нараста­ние выливается в решительный взлет к яркой и мощной куль­минации, которая завершается бурным устремлением к нижнему регистру. Здесь высокий регистр у кларнета буквально сверкает, а густой вибрирующий тембр нижних звуков его диапазона драматически экспрессивен:


Иногда именно в нижнем регистре реализуется кульминационная зона построения. Так, поэтически восторженная, при­поднятая вторая тема I части Концерта фа минор словно воз­вращается к действительности, «приземляется» энергичным, «со всей силой» (con tutta forza) акцентированным ходом кларнета к пределам нижнего регистра с его суровым, несколько откры­тым тембром:


В заключении этой части чрезвычайно эффектен насыщен­ный страстной энергией порыв к нижней границе диапазона по ступеням уменьшенного септаккорда:
Категория: Вебер | Добавил: Weri (29.08.2012)
Просмотров: 1064 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
Hey, that post leaves me feeling flooish. Kudos to you!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]