Понедельник, 06.05.2024, 01:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма

В разделе материалов: 61
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »

В отличие от Моцарта, избегавшего высоких валторновых звуков, Шуберт отнюдь не уклоняется от них: тесситура первой валторны охватывает диапазон вплоть до 15-го обертона. 

 
Напряженный тембр высоких натуральных валторн, скорбные затакты, редкие глубокие форшлаги-вздохи, подобные сдержанным рыданиям губные трели — все это ...
 
Шуберт | Просмотров: 1711 | Добавил: Профессионал | Дата: 27.02.2013 | Комментарии (0)

Самые первые поселения, которые были на территории Киева, появились примерно 1500 – 2000 лет тому назад. Существует легенда, что в конце 5, начале 6 века нашей эры были братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь, они поселились на склонах Днепра и основали город на правом берегу, который назвали в честь самого старшего брата Кий, отсюда и название города Киев.

Очень удачно было выбрано место для города, ведь высокие склоны Днепра были защитой от нападения различных племен, которые вели кочевнический вид жизни.


В конце 19 века нашей эры, князю удалось объединить разоренные племена, и тогда Киев становится политическим и культурным центром.


Во времена правления Владимира Великого (980 - 1015), киев активно развивался, затем князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Крещение укрепило единство Киевской Руси.
История | Просмотров: 2918 | Добавил: Профессионал | Дата: 08.02.2013 | Комментарии (0)

Отметим прежде всего явственную инструментально-тембровую дифференциацию. Она строго определена содержанием и характером пьесы. Исклю­чены все резкие светлые тембры: нет флейт, гобоев, труб; в ос­нове ансамбля — инструменты, наиболее способные к мягким, приглушенным звучностям: кларнеты, фаготы, валторны и в до­полнение к ним — характерная краска контрафагота и тихих тромбонов. Здесь очевидно влияние Моцарта, его «Масонской траурной музыки» (1785 г., KV 477) для смешанного состава с валторнами, бассетгорнами и контрафаготами. Как видим, принципы тембрового отбора весьма близки. 

Шуберт | Просмотров: 1442 | Добавил: Профессионал | Дата: 06.02.2013 | Комментарии (0)

Менуэт с двумя трио обнаруживает явные воздействия Моцарта. Привлекает внимание гобойно-кларнетная тема (в октаву) в первом трио и короткая фраза валторны во втором. Подвижный, жизнерадостный, несколько даже бравурный Финал с сигналами валторн — в духе добрых классических традиций. 

 
Такова же и инструментовка: главная партия поручена гобою, а кларнет использован в аккомпанементе и имеет колористическое значение, что довольно необычно для пленериого жанра. Так, «переборы» второго кларнета (восьмушки в низком регистре), создающие фон для энергичной мелодии гобоя (тт. 17—23), живо напоминают аналогичный красочный эпизод в трио из Менуэта Симфонии № 39 Моцарта, с той лишь разницей, что там и первый голос поручен кларнету. 
 
Все эти детали указывают на связь раннего шубертовского сочинения со стилем предшествующей эпохи. Иные ассоциации рождает произведение юного Шуберта, написанное месяц спустя: «Маленькая траурная музыка» для духовых инструментов (два кларнета, два фагота, контрафагот, две валторны и два тромбона), мибемоль минор. 
 
Этот небольшой, немногим более 40 тактов, музыкальный эскиз наделен чертами незаурядной индивидуальности.
Шуберт | Просмотров: 1400 | Добавил: Профессионал | Дата: 04.02.2013 | Комментарии (0)

Проследим это сначала на примере некоторых камерных произведений Шуберта, включающих духовые инструменты. Это дна юношеских сочинения для восьми и девяти духовых инструментов, созданных шестнадцатилетним Шубертом в августе и сентябре 1813 года; Интродукция и вариации для флейты и фортепиано (ор. 160, январь 1824 г.) и Октет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (ор 166, окончен 1 марта 1824 г.). Роль этих сочинений в процессе становления инструментального искусства эпохи романтизма весьма значительна, однако они не получили адекватного Освещения В музыковедческой литературе. Между тем, даже юношеские «пробы пера» Шуберта дают повод для размышлений над формированием его инструментального стиля.

Первое из этих сочинений две сохранившиеся части из...

Шуберт | Просмотров: 1551 | Добавил: Профессионал | Дата: 04.02.2013 | Комментарии (0)

В этом отношении истоки инструментальной музыки Шуберта совершенно уникальны. Если вокальные связи инструменталь­ного искусства барокко следует искать в копцертно-ораториальных жанрах, венских классиков — в оперном театре эпохи Просвещения, если у Вебера они связаны с новым типом опер­ной арии XIX века, то Шуберт полностью исходит из созданной им вокально-песенной специфики и щедро насыщает ею свой инструментальный мир. Речь идет не о прямом цитировании песенных мелодий. Гораздо большее значение для формирова­ния нового стиля имело внедрение в инструментальную область специфических особенностей песенного жанра, каким его со­здал Шуберт.

Шуберт | Просмотров: 1399 | Добавил: Профессионал | Дата: 28.01.2013 | Комментарии (0)

В то же время природа шубертовского творчества совер­шенно иная: как один из создателей музыкального романтизма, он являл собой тип музыканта нового времени. С первых же шагов он устремился к той сфере музыки, тем ее жанровым разновидностям, которые наиболее соответствовали его складу мышления. Такой естественнейшей для него сферой выражения стала, в первую очередь, песня. Здесь мог он воплотить все, что волновало его душу романтика: восторженный порыв и ост­рое отчаяние, поэтическую радость и трагическую скорбь — словом, всю полноту чувств и все богатство их оттенков. «Ред­кая способность,— писал Асафьев о Шуберте,— быть лириком и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы они обладали дарованием Шуберта. Как и Моцарт, Шуберт больше принад­лежал всем — окружающей среде, людям и природе, чем себе, и его музыка была его пением про все, но не лично про себя» Шуберт придал песне небывалое идейно-художественное значе­ние, подняв ее на уровень высочайшего романтического искус­ства. Но главное — стихия песенности охватила все жанры шу­бертовского творчества, в том числе и инструментальные, нало­жив на них печать исключительного своеобразия.

Шуберт | Просмотров: 1582 | Добавил: Профессионал | Дата: 24.01.2013 | Комментарии (0)

Инструментальная музыка Шуберта создавалась в перелом­ный период поворота идейно-эстетической эволюции «от просве­щения к романтизму», когда наступал один из тех, по выраже­нию Асафьева, «интонационных кризисов», который под влия­нием социально-исторических перемен ознаменовал новый этап в развитии музыки, на этот раз романтической.

Парадокс шу­бертовского инструментального творчества заключался в...

Читать далее

Шуберт | Просмотров: 2054 | Добавил: Профессионал | Дата: 22.01.2013 | Комментарии (0)

Великий основоположник романтизма в жанре песни, Шу­берт (17971828) явился родоначальником романтического направления также в камерно-инструментальной и симфониче­ской музыке. Судьбу инструментального наследия Шуберта не­льзя, однако, назвать счастливой. Его камерное, как и симфоническое, творчество осталось, по сути дела, неизвестным совре­менникам.

Читать далее

Шуберт | Просмотров: 2633 | Добавил: Профессионал | Дата: 22.12.2012 | Комментарии (0)

Пасторальный характер валторны ясно осознавался класси­ками. Прекрасные примеры «пасторальных» валторн содер­жатся и в оратории «Времена года» Гайдна, и в Шестой симфо­нии Бетховена. Но нигде не найдем мы таких рельефных, полно­кровных, развернутых изображений природы, какие с помощью валторн дает в «Вольном стрелке» Вебер. Знаменитый квартет валторн в увертюре рисует лес — спокойный, при­вольный, залитый солнцем; а в другом месте — картину леса ночного, тревожного, волнуемого ветром, полного опасностей. «Лесные» валторны Вебера положили начало романти­ческой звукописи природы.

Вебер | Просмотров: 1437 | Добавил: Профессионал | Дата: 17.12.2012 | Комментарии (1)