Главная » Статьи » Вокал |
Гортань представляет собой весьма нежный и сложный орган и потому самое незначительное расстройство его уже оказывает влияние на певческий голос. Понятно, что такие грубые изменения, как утолщение задней стенки гортани, образование полипов или так называемых певческих узелков на голосовых связках и утолщение последних, причиняют такое расстройство голоса, при котором уже в обыкновенной разговорной речи замечается хрипота. Но и даже более или менее значительная краснота голосовых связок вызывает их расстройство вследствие большого набухания слизистой оболочки и связанного С ним изменения эластичности голосовых связок и ослабления Iмышц. Однако еще большее значение для дееспособности мышц может иметь расстройство их иннервации, выражаю-щееся II полном параличе одной или обеих связок или в таких изменениях, которые при ларингоскопическом исследовании и обнаруживаются. Насколько сужение просвета носа влияет на голос,
говорит ежедневная практика врача-ларинголога, к которому в таких случаях
обращаются за помощью. Даже сравнительно небольшая закупорка носа вследствие
образования костных или хрящевых шипов на носовой перегородке влияет на
дыхание и чи-тоту
голоса. По
удалении их оперативным путем замечается змекение высоты голоса. Так, например,
баритон — вполне сохраняя свои низкие тоны — получает после операции теноровые
звуки, которых у него раньше не было в голосе. Однако из этого :е следует, что каждый певец или
певица должны подвергнуть ебя такой хотя не тяжелой и почти совсем безболезненной
опе-ации с целью приобретения более высоких тонов. Если изме-ения в носу имеют
патологический характер, как возникшие следствие повреждения от падения на нос
в детстве, или от дара или, наконец, сильно выраженные врожденные
непра-ильности анатомического строения носа, то все, что
мешает ободному дыханию через нос, должно быть непременно удало
оперативным путем. А полученное после этого улучшение ука можно только
принять как приятный сюрприз. Поразительный результат получился у одного баритона — еника проф. И. П. Прянишникова. После удаления
костного ыступа, с восстановлением свободного дыхания через
нос него появились высокие теноровые звуки с сохранением его расивых
природных баритоновых. При этом следует предостеречь от ненужного лишнего опе-ативного
вмешательства, так как иногда слишком свободное рохождение воздуха через
носовые полости может вызвать выдыхание слизи в носоглотке со всеми его
неприятными послед-!Твиями как для дыхания, так и для голоса. Расстройства в зеве, имеющие влияние на певческий голос, Иогут вызвать утолщения слизистой
оболочки задней или боковых стенок зева, увеличение миндалевидных желез, в особенности
когда последние срастаются с нёбными дужками. Такие Васстройства изменяют
с одной стороны
характер голоса, В с другой —
ограничивают подвижность мягкого нёба и вместе тем влияют и на высоту тона.
Наконец утолщение и удлинение язычка могут служить причиной расстройства голоса как
Вследствие уменьшения подвижности мягкого нёба, так и от посменного
раздражения корня языка. Особо сильное расстройство голосового аппарата
может развиться от чрезмерного переутомления
голоса. В начале переутомление проявляется в виде ослабления гортанных мышц, через некоторое время обнаруживается прилив крови к гортани И юву. Голос теряет свою свежесть
и звучность; певец сам начинает замечать, что вынужден сильно напрягать свой голос, fofibi спеть то, что он раньше выполнял с легкостью, причем голос легко утомляется особенно на
верхних нотах и иногда тремолирует. Певец перестает владеть своим голосом и теряет свою уверенность в своих силах; при этом
появляется болезненное ощущение в передней части шеи. Вследствие более сильного
прилива крови слизистая оболочка гортани и зева начинает выделять больше
слизи, что субъективно выражается в ощущении сухости в горле. Приходится
прерывать пение для отхаркивания накопляющейся слизи. Насколько отхаркивание слизи может сделаться фатальным
для певца, показывает случай с известным тенором и выдающимся профессором
пения Ж. Решке. Последний во время исполнения
партии Тристана, желая отхаркнуть приставшую к голосовым связкам слизь,
повернул голову в сторону. Последовало кровохарканье вследствие разрыва
кровяных сосудов голосовых связок. При ларингоскопировании истинные голосовые
связки представлялись в виде рыхлых красных валиков, покрытых сгустками крови.
Однако после 10-дневного абсолютного молчания
и применения местного лечения теплыми ингаляциями голос настолько
восстановился, что Решке был в состоянии спеть такую высокую партию, как партия
Ромео в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Переутомление воспринимается каждым певцом индивидуально,
как вообще различны бывают физические и душевные силы. Трудно установить,
сколько певец может ежедневно петь без вреда для голоса. Но можно положительно
утверждать, что пение становится вредным и следует безусловно прекратить его,
когда появляется чувство усталости, и особенно боль в горле. В оценке
субъективных и объективных проявлений, замечаемых при переутомлении голоса,
следует помнить, что раньше всего страдают гортанные мышцы и деятельность нервной системы, на что можно благотворно воздействовать, приме няя соответственные
гигиенические меры, способствующие укре плению всего организма. | |
Просмотров: 5067
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |