Главная » Статьи » Вокал |
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Прежде чем начать разговор, я сделаю маленькое отступление и отвлеку ваше внимание несколько в другую сторону. О постановке голоса уже столько писалось, столько говорилось. Придумывались разнообразные способы и методы, однако нельзя утверждать, что в результате их использования у нас очень много певцов, сумевших сохранить его до седых волос, поющих свободно и легко. Часто мы наблюдаем случаи ранней потери голоса исключительно из-за применения преподавателем пения одного шаблона ко всем своим ученикам. Только с годами ошибка эта приносит свои горькие плоды, и ученик, видит на себе результаты неверной постановки голоса. Как осторожен должен быть учитель с молодыми, но не ярко выраженными голосами! Ведь неизвестно, куда пойдет голос под влиянием упражнений. Нельзя в таком случае разделять голоса по графикам и применять к ним один и тот же трафарет, это очень опасно. Вот почему необходимо, чтобы при неярко выраженных голосах учитель подходил с возможной осторожностью к ученику и старался всеми силами, даже с помощью опытного врача-ларинголога, облегчить себе задачу преподавания путем исследования гортани поющего. Иногда бывает до крайности трудно, а подчас и невозможно сразу определить род голоса Часто и ларингоскопическое исследование не ведет к цели. При ходится тогда руководствоваться исключительно слухом и хм рактерными нотами, т. е. оценивать слабость и звучности отдельных тонов. Можно вспомнить яркие примеры неправиль ного определения голосов опытными профессорами. Тенор M.i рио проходил школу пения как баритон. Известный французский баритон Фор, неоднократно приезжавший к нам, учился как бас. В Большом городском театре идет «Риголетто», причем очень известный итальянский баритон X исполняет партию герцога. Первое, что мне пришло в голову — это опечатка. Однако на спектакль я пошел, и каково было мое удивление, когда партию герцога он действительно пел и спел великолепно. На следующий день я. отправился в гостиницу, где проживал этот певец, так как мы. были знакомы, и попросил объяснить причину перемены голоса. Певец сказал: „Да, представьте себе, два года тому назад голос вдруг стал повышаться, и вот вчера вы меня слышали поющим теноровую партию"...» Факт этот особенно интересен, потому что артисту было тогда 42 года. Подобный же случай был известным тенором Ж. Решке, начавшим оперную карьеру баритоном и перешедшим затем на теноровые партии, но в гораздо более молодом возрасте (около 28 лет). Диапазон далеко не всегда может быть показателем рода
голоса, так как часто баритон свободно держится на басовых или же теноровых
нотах. Но и в том и другом случае вы различите типичные тоны голоса и сможете
судить по яркости, и силе отдельных, характерных звуков, с каким голосом, •
имеете дело. Как бы ни доверял учащийся
своему учителю, он должен немедленно сказать педагогу, если почувствует
трудность, тя-ркесть при пении или же у него появятся симптомы утомления:,
Ьипота и хрипота голоса, боль в горле и т. п. К сожалению, довольно часто
приходится слышать о желании учителя расширить диапазон голоса. Это очень
пагубное намерение, ведущее-только к расстройству голосового аппарата. Чувство
известного напряжения в горле безошибочно указывает на какой-то недочет манеры
давать звук, а чаще всего на употребление тонов-неподходящего регистра.
Напряжение горла большей частью появляется от напряжения мышц гортани. Даже во
время пения нот среднего регистра всегда будет чувствоваться эта неловкость и
отражаться на чистоте и красоте тона. Единственный способ отделаться от
подобной неправильной манеры — >то упражнение нот среднего регистра на piano и моментальное прекращение пения, как только появятся
первые признаки утомления и перенапряжения горла. Главный секрет старой итальянской
школы заключался не в каких-то особенных приемах | |
Просмотров: 1606 | Комментарии: 2
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 2 | |
| |