Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
СЛОВО И ЗВУК. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ И МУЗЫКА
Истоки нашей вокальной школы идут от русской плавной речи и затем от широкой напевности народной песни, поэтому в своих начальных приемах по постановке голоса я очень большое внимание уделяю слову. Слово и звук с первых же уроков ученика вступают в содружество и уже не расстаются до конца певческой жизни данного вокалиста. Они взаимно поддерживают друг друга. В начале обучения у одних певцов преобладает звук, у других — слово; лишь впоследствии между ними наступает равновесие, возникает их гармоническое единство.
Непревзойденным образцом гармонического сочетания слова и звука является творчество Ф. И. Шаляпина, поднявшего вокальное искусство на недосягаемую высоту, воплотившего в жизнь термин «омузыкаленная речь», обогатившего русскую вокальную школу, созданную М. И. Глинкой. Мы часто допускаем ошибку, когда пытаемся добиться хорошего (с точки зрения данного педагога) звучания на определенной ноте, игнорируя соответствующее правилам родного языка произношение гласной. А между тем иногда достаточна фонетически правильно настроить ротовую полость на эту гласную, и качество звука улучшается, а певец чувствует свободу в его воспроизведении. Конечно, речевая гласная отличается от певческой, но основа их одна и та же: обе воспроизводятся на дыхании, только первая на коротком, вторая же на протяжном; речевая гласная не требует усилий, певческая же основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок. Необходимо, чтобы слово в пении всегда произносилось с живыми интонациями родного языка, отсюда вытекает необходимость, обязательность сочетания интонационной выразительности при пении с фонетической чистотой и правильностью языка. Особенно показательна в этом смысле русская народная песня, которая не терпит душевной фальши. Слово, произнесенное в ней невыразительно, формально, погубит ее, поэтому мы часто видим, как песня не получается даже у певцов, обладающих очень хорошими голосами: им не хватает задушевности, художественной правды. Очень важную роль играет качество текста исполняемого произведения, а также наличие у вокалиста способности ощутить поэтичность слов, которые он поет. Конечно, прежде всего нужно добиваться ясной, четкой дикции, при отсутствии которой самое талантливое произведение теряет силу художественного воздействия. Нужно стремиться к тому, чтобы гласная как бы бесконечно тянулась, чтобы а или о воспринимались нашим слухом как непрерывный поток неограниченного количества а—а—а, о—о—о, и только на какой-то момент быстро пересекались четко произнесенной согласной для перехода в новую форму. В произнесении согласных должно быть чувство меры, следует осторожно подходить к требуемому иногда их удвоению, не злоупотреблять рокочущим р-р-р, а также м-м-м, н-н-н, л-л-л, особенно в конце слова. | |
Просмотров: 2630 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |