Четверг, 28.03.2024, 18:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

СЛОВО И ЗВУК. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ И МУЗЫКА
Истоки нашей вокальной школы идут от русской плавной речи и затем от широкой напевности народной песни, поэтому в своих начальных приемах по постановке голоса я очень боль­шое внимание уделяю слову. Слово и звук с первых же уроков ученика вступают в содружество и уже не расстаются до конца певческой жизни данного вокалиста. Они взаимно поддержи­вают друг друга. В начале обучения у одних певцов пре­обладает звук, у других — слово; лишь впоследствии между ними наступает равновесие, возникает их гармоническое един­ство.

Непревзойденным образцом гармонического сочетания слова и звука является творчество Ф. И. Шаляпина, поднявшего во­кальное искусство на недосягаемую высоту, воплотившего в жизнь термин «омузыкаленная речь», обогатившего русскую вокальную школу, созданную М. И. Глинкой. Мы часто допускаем ошибку, когда пытаемся добиться хо­рошего (с точки зрения данного педагога) звучания на опреде­ленной ноте, игнорируя соответствующее правилам родного языка произношение гласной. А между тем иногда достаточна фонетически правильно настроить ротовую полость на эту глас­ную, и качество звука улучшается, а певец чувствует свободу в его воспроизведении. Конечно, речевая гласная отличается от певческой, но ос­нова их одна и та же: обе воспроизводятся на дыхании, только первая на коротком, вторая же на протяжном; речевая гласная не требует усилий, певческая же основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок.


Необходимо, чтобы слово в пении всегда произносилось с жи­выми интонациями родного языка, отсюда вытекает необходи­мость, обязательность сочетания интонационной выразитель­ности при пении с фонетической чистотой и правильностью языка. Особенно показательна в этом смысле русская народная песня, которая не терпит душевной фальши. Слово, произнесен­ное в ней невыразительно, формально, погубит ее, поэтому мы часто видим, как песня не получается даже у певцов, обладаю­щих очень хорошими голосами: им не хватает задушевности, ху­дожественной правды. Очень важную роль играет качество текста исполняемого произведения, а также наличие у вокалиста способности ощу­тить поэтичность слов, которые он поет. Конечно, прежде всего нужно добиваться ясной, четкой дикции, при отсутствии которой самое талантливое произведение теряет силу художественного воздействия. Нужно стремиться к тому, чтобы гласная как бы бесконечно тянулась, чтобы а или о воспринимались нашим слухом как не­прерывный поток неограниченного количества а—а—а, о—о—о, и только на какой-то момент быстро пересекались четко произне­сенной согласной для перехода в новую форму. В произнесении согласных должно быть чувство меры, следует осторожно под­ходить к требуемому иногда их удвоению, не злоупотреблять ро­кочущим р-р-р, а также м-м-м, н-н-н, л-л-л, особенно в конце слова.

Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Профессионал (31.10.2011)
Просмотров: 2544 | Комментарии: 1 | Теги: музыкальное обучение, Вокал | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]