Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКООБРАЗОВАНИИ
Еще Н. Г. Рубинштейн обратил внимание на многообразие и условность применяемых методов преподавания пения и на неудовлетворительность достигаемых результатов и неоднократно высказывал пожелания относительно выработки одного общего метода, основанного на научных достижениях. В настоящее время наша вокально-методическая литература по этому вопросу довольно богата. В данной практике мы будем пользоватся сведениями, полученными из трудов Ф. Ф. Заседателева, Л. Д. Ра-ботнова, М. И. Фомичева, И. И. Левидова, из методологии В. А. Багадурова. Теоретические установки этих авторов, касающиеся работы голосовых связок, брюшного пресса, процессов вдоха и выдоха, положения гортани при фонации и т. д., научно обоснованы и изложены в простой, доступной форме. Е. Н. Малютин, Р. Юссон, Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов и целый ряд других советских и зарубежных ученых с новых позиций изучают процесс звукообразования.
Поиски и исследования в лабораториях продолжаются, и это вселяет уверенность, что в будущем вокальная педагогика будет еще надежнее поставлена на научную основу. Необходимо как можно раньше прививать студенту желание осознать и представить себе процесс звукообразования. В процессе звукообразования я считаю наиболее важными следующие моменты: 1. Положение гортани. При пении гортань должна быть в немного пониженном состоянии, причем это состояние следует удерживать до окончания фонации. Взятие дыхания через нос способствует установлению такого положения. По наблюдениям, гласные е и и требуют несколько более высокого положения гортани, чем а, о и у.
2. Момент «памяти вдоха». Во время пения в гортани должно быть такое ощущение, как будто вы продолжаете брать дыхание. Это называется «памятью вдоха». Она способствует удержанию глотки в свободном широком состоянии, благодаря чему удается избежать сжатия ее шейными мышцами.
3. Эластичность дыхания. Она обеспечивается мягкой, ненапряженной и равномерной работой мышц диафрагмы и брюшного пресса при пении. При этом основная трудность заключается не в том, как сделать вдох, а в том, как распределить запас дыхания, не создавая излишнего подсвязочного давления.
4. Координация между натяжением связок и подачей дыхания. Как известно, взятое дыхание удерживается и регулируется определенными мышцами и брюшным прессом: поэтому необходимо остерегаться преждевременного (перед взятием дыхания) зажима этих мышц, а также чрезмерного напряжения их, приводящих к нарушению координации в работе голосовых связок и дыхания, в результате чего появляется резкий крикливый звук, лишенный тембра. Эластичная и выдержанная работа мускулов, создающая контроль над выдохом, и представляет то ощущение, которое многие называют опорой дыхания. При вокализации большое значение имеет умелое пользование «зевком» — пением при поднятом мягком нёбе с маленьким язычком, способствующим образованию хорошего звука. Мягкое нёбо поднимается при пении автоматически, этому помогает взятое через нос дыхание. Ротовая полость — главный резонатор. Изменяя ее форму и объем, можно влиять на тембр и окраску звука. Кроме того, она формирует гласные, придавая им различные оттенки. Язык при пении должен лежать спокойно, кончиком касаться нижних зубов. Хочу отметить, что, по моему мнению, насильственная укладка языка при пении противопоказана и вредна, однако если неспокойное его положение явно отражается на качестве звука, следует попытаться осторожно исправить этот недостаток. Очень важно добиваться от студента ненапряженного произношения слога или слова в передней части рта. Принято говорить, что дыхание — основа пения (звукообразования); и думаю, что правильнее говорить о комплексной работе важнейших элементов голосообразования: дыхания, голосовых связок, грудных, головных и носоглоточных резонаторов, ротоглоточной полости и артикуляционного аппарата вместе взятых. Как бы ни был совершенен дыхательный аппарат в смысле своего физического состояния, как бы умело ни владели мы им, все же едва ли получится у нас что-либо положительное, если не будут нормально смыкаться и размыкаться голосовые связки или наши резонаторы не будут правильно использованы. Из сказанного вытекает, что каждый элемент голосообразования одинаково важен, о каждом можно говорить только в связи с другими и каждый получает соответствующую тренировку только при совместной работе с другими. Ввиду этого, отпадает необходимость в специальной дыхательной гимнастике, рекомендуемой некоторыми педагогами. Дыхание тренируется только во время пения и в процессе пения. Дыхание следует брать быстро и во избежание перегрузки —в умеренном количестве (в начале занятий рекомендую брать дыхание через нос); после вдоха советую сомкнуть голосовые связки, как бы «затаить» дыхание и затем уже приступить к атаке звука. Применяются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Каждая из них употребима в определенных обстоятельствах. Следует отметить, что мягкая атака в упражнениях способствует избавлению от резкого и напряженного звука. Некоторые педагоги указывают, что при пении должно быть такое ощущение, словно звук упирается в определенную точку — в твердое нёбо, в мягкое нёбо, в место около верхних зубов ит.п. Я не сторонник этого, но все же считаю, что волевое стремление к определенному направлению звука способствует его собранности. Прежний термин «маска» в Ленинградской консерватории заменен термином «высокая позиция». Нахождению и ощущению этой позиции помогают упражнения, построенные на слогах с согласными мин, например, ма—ми—мо—ми—ма, миа миа — миа — ма, ниа — ниа — ниа — на, наи — наи — наи — на, нао — нао — нао — на, ма —а —ма, на —а —на и т. п. Необходимо добиваться, чтобы студент ощутил звучание гласных там, где звучат согласные н и м. Следует отметить, что этот прием пения не подходит к нижнему регистру, попытка взять звуки нижнего регистра в положении голосового аппарата в «высокой позиции» приводит к напряженному звучанию, тусклости, а иногда и к легкой хрипоте. Ноты нижнего регистра я прошу брать «на грудь», то есть максимально использовать грудные резонаторы. В одной из записок В. М. Луканина «Для памяти» есть слова: «Про-оовать пение с закрытым ртом». Пение с закрытым ртом применялось им также для выработки ощущения высокой позиции. Прим. ред.-сост.
Как певец и педагог-практик, я считаю мои собственные ощущения при пении, наряду с работой вокального и так называемого функционального слуха, одним из важных факторов контроля над своей работой. Ощущения при звукообразовании у вокалиста играют большую роль, поэтому следует обращать на них внимание студента и рекомендовать ему фиксировать их. | |
Просмотров: 6535 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||