Главная » Статьи » Рождение романтического инструментализма » История |
Музыка великой французской реолюции
Рубеж XVIII и XIX столетий ознаменован историческим событием огромной важности — Великой французской буржуазной революцией 1789 года. Могучее воздействие ее освободительных идей на развитие музыкальной культуры в XIX столетии общеизвестно. Велико также и значение произведений, рожденных самой революционной эпохой, насыщенных отзвуками ее массовых демонстраций, празднеств, парадов триумфальных и траурных шествий. В музыкальном искусстве революция увидела прежде всего великую социально-общественную силу. «Опыт уже показал нам, — отмечал, говоря о музыке, член Конвента жирондист Дону, — что может сделать для свободы это искусство, более всякого другого покоряющее мысль, возбуждающее воображение, заставляющее кипеть человеческие страсти, одновременно охватывающее массы единым чувством и, так сказать, приводящее в согласное единство бесчисленные воли...» Такое понимание музыкального искусства рождало художественный стиль, не имевший аналога в истории музыкальной культуры. Музыка уподобляется ораторской речи, насыщается энергичной фанфарообразной мелодикой, чеканными маршевыми ритмами, ярко выраженными динамическими контрастами, упрощается гармонический язык. Песни, гимны, марши, кантаты, отражающие пламенный пафос, энергию и волю восставших масс, становятся как бы «голосом революционного Парижа», звучат на открытом воздухе под пушечные залпы и приветственные возгласы. Для их воплощения требуются величественные ансамбли: большие хоры, мощные составы оркестров, громкие звучные инструменты — в первую очередь мундштучные духовые и ударные, преимущества которых перед струнными в такого рода музицировании неоспоримы. Так возникают рожденные Великой французской революцией духовые оркестры, перед которыми открылась совершенно новая перспектива музыкально-исполнительской деятельности, во многом определившая последующий путь использования и развития духовых инструментов. Чтобы осознать подлинное значение этого факта, нужно окинуть взором прошлое. Хотя традиции духового музицирования в музыкальной жизни Европы сложились давно, роль духовых ансамблей до Французской революции была довольно скромной. В конце XVII —начале XVIII столетий в этой области явственно наметились две линии развития: военная и светско-развлекательная. Военная музыка включала флейты, гобои, фаготы, трубы, литавры, барабаны. Совместно эти инструменты почти никогда пс звучали, а функционировали в виде отдельных групп, используемых, главным образом, для строевых и походных сигналов. При этом флейты обычно объединялись с барабанами, трубы с литаврами, лишь фаготам с гобоями, имевшим несколько более широкие возможности, поручались небольшие пьесы маршевого, чаще приветственно-праздничного характера. Большого развития, однако, французская военная музыка не получила. Более того, накануне революции она была поистине в жалком состоянии. По сведениям 1764 года, во всех гвардейских полках... Нужно продолжение? Пиши комментарий!
| |
Просмотров: 1184 | Комментарии: 2
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||