Пятница, 19.04.2024, 06:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

Воспитание ритмического чувства (Школа СССР)

В практике музыкального воспитания часто недооце­нивается то значение, какое имеет воспитание ритмиче­ского чувства школьников. Полагают, что ритм легко усваивается в процессе пения или сольфеджирования и что нет нужды обращать на эту работу специальное вни­мание. Действительно, при разучивании по слуху песен ритм их благодаря словам сравнительно легко запоми­нается. Но прочесть по нотам ритмический рисунок де­тям обычно трудно, и в большинстве случаев в этом — причина многих неудач при сольфеджировании и музицировании.

Вот экспериментальные данные. В V — VII классах нескольких школ проверяли умение читать мелодии с листа. Упражнения давались нетрудные — на уровне программы IV класса, например:

Выясняли, почему при чтении школьники останав­ливаются (или их останавливает учитель) раньше вре­мени. В 65% случаев остановки происходили из-за рит­мических ошибок, и только в 35%—из-за звуковысотных. Характерные ритмические ошибки чаще всего происходили в первом (не получилась четвертая нота), пятом (не могли точно начать) и шестом тактах. Инто­национно обычно ошибались в пятом такте (не попада­ли на ми). Во всем этом нет ничего неожиданного: пред­ставление о длительностях и навыки их воспроизведения развиваются никак не быстрее, чем звуковысотные пред­ставления; а педагоги, следуя привычке, на воспитание чувства ритма обращают меньше внимания.

Нелегко бывает детям усваивать и метрическую рав­номерность. В этом убеждает элементарный опыт: когда им дается задание прохлопывать без помощи учителя равные доли (скажем четвертные) или непрерывно по­вторять какую-нибудь ритмическую фигуру (особенно в небыстром темпе), они быстро теряются или все вме­сте начинают ускорять.

Чувство метроритма и зависящее от него умение представлять длительности звуков и читать ритмический рисунок влияют на очень многое: на сольфеджирование, интонирование, правильную артикуляцию и дикцию, певческую звучность, на качество игры на инструменте и на многое другое. К тому же слабо развитое чувство метроритма иной раз действует отрицательно на психи­ку детей, вызывает у них раздражение и убивает охоту музицировать.

Приведем пример. Представим себе, что во время пе­ния по нотам ребенок встретил такую ритмическую фигуру:

Если графическое изображение не вызы­вает у него рельефного представления о длительности этих звуков, он будет приведенную фигуру исполнять, примерно, так: начало четверти с точкой — уверенно, потом в середине звука заколеблется и засомневается, не дотянет звук и потеряет представление, когда перей­ти к восьмой. Он забудет при этом об интонировании, о голосе; «сомнения» породят изменения в положении рта, детонацию, растерянность и чувство неудовольствия. О художественном качестве исполнения и об эстетиче­ской радости нечего при этом и думать.

Работу по развитию метроритмического чувства мы начинаем в IV классе с элементарнейших упражнений потому, что, во-первых, дети далеко не всегда получают в начальных классах должную подготовку, во-вторых, переходят к новому педагогу и, наконец, в-третьих, уско­ренное повторение пройденного (если оно было пройде­но!) благотворно влияет на дальнейшую работу.

ПЕНИЕ

Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Профессионал (01.06.2011)
Просмотров: 1582 | Теги: музыкальная школа | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]