Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
В практике музыкального
воспитания часто недооценивается то значение, какое имеет воспитание ритмического
чувства школьников. Полагают, что ритм легко усваивается в процессе пения или
сольфеджирования и что нет нужды обращать на эту работу специальное внимание.
Действительно, при разучивании по слуху песен ритм их благодаря словам
сравнительно легко запоминается. Но прочесть по нотам ритмический рисунок детям
обычно трудно, и в большинстве случаев в этом — причина многих неудач при
сольфеджировании и музицировании. Вот экспериментальные данные. В
V — VII классах нескольких школ проверяли умение читать мелодии с листа.
Упражнения давались нетрудные — на уровне программы IV класса, например: Выясняли, почему при чтении
школьники останавливаются (или их останавливает учитель) раньше времени. В
65% случаев остановки происходили из-за ритмических ошибок, и только в
35%—из-за звуковысотных. Характерные ритмические ошибки чаще всего происходили
в первом (не получилась четвертая нота), пятом (не могли точно начать) и шестом
тактах. Интонационно обычно ошибались в пятом такте (не попадали на ми). Во всем этом нет ничего
неожиданного: представление о длительностях и навыки их воспроизведения
развиваются никак не быстрее, чем звуковысотные представления; а педагоги,
следуя привычке, на воспитание чувства ритма обращают меньше внимания. Нелегко бывает детям усваивать и метрическую равномерность.
В этом убеждает элементарный опыт: когда им дается задание прохлопывать без
помощи учителя равные доли (скажем четвертные) или непрерывно повторять
какую-нибудь ритмическую фигуру (особенно в небыстром темпе), они быстро
теряются или все вместе начинают ускорять. Чувство метроритма и зависящее от него умение
представлять длительности звуков и читать ритмический рисунок влияют на очень
многое: на сольфеджирование, интонирование, правильную артикуляцию и дикцию,
певческую звучность, на качество игры на инструменте и на многое другое. К тому
же слабо развитое чувство метроритма иной раз действует отрицательно на психику
детей, вызывает у них раздражение и убивает охоту музицировать. Приведем пример. Представим себе, что во время пения по нотам ребенок встретил такую ритмическую фигуру:
Если графическое изображение не вызывает у него
рельефного представления о длительности этих звуков, он будет приведенную
фигуру исполнять, примерно, так: начало четверти с точкой — уверенно, потом в
середине звука заколеблется и засомневается, не дотянет звук и потеряет
представление, когда перейти к восьмой. Он забудет при этом об интонировании,
о голосе; «сомнения» породят изменения в положении рта, детонацию,
растерянность и чувство неудовольствия. О художественном качестве исполнения и
об эстетической радости нечего при этом и думать. Работу по развитию метроритмического чувства мы начинаем в IV классе с элементарнейших упражнений потому, что, во-первых, дети далеко не всегда получают в начальных классах должную подготовку, во-вторых, переходят к новому педагогу и, наконец, в-третьих, ускоренное повторение пройденного (если оно было пройдено!) благотворно влияет на дальнейшую работу. | |
Просмотров: 1618
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |