Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Об исключительно важной роли
пения как для общего музыкального развития ребенка, так и для развития его
отдельных способностей, сказано много справедливых слов, и нет необходимости
их повторять. Обратимся непосредственно к практике работы. Чистота интонирования и развитие голоса продолжают оставаться острыми проблемами. Даже у большей части учеников IV класса не развит в самом элементарном смысле — голос, и они плохо интонируют. Учителям приходится тратить много энергии для исправления этих недостатков. Но сделать это не всегда удается — то ли потому, что вообще очень трудно, то ли потому, что не хватает времени на уроке, то ли из-за разных физиологических недочетов у детей. Достичь в классных повседневных условиях идеального интонирования почти никогда не удается, и это не должно тревожить. В IV классе недостаточная чистота интонирования часто обусловлена неразвитостью голоса, в старших классах — мутацией. На все это надо смотреть трезво: учитель лишь в редких случаях имеет реальную возможность работать отдельно с каждым плохо интонирующим учеником. Во время школьного урока нельзя долго заниматься с тем или другим ребенком индивидуально, так как это нанесет ущерб всему классу. Остается один путь — помочь детям в процессе коллективного пения. Можно, конечно, порекомендовать при подходящей возможности поработать с некоторыми ребятами индивидуально. Но вообще-то говоря, спешить нечего: с общим музыкальным развитием налаживается и чистота интонирования. Впрочем, во время коллективного цения мы стараемся держать таких детей в поле нашего внимания, не унижаем их, а, напротив, при малейших достижениях хвалим. За плохое интонирование мы никогда не ставим плохих отметок. Это было бы не только ошибкой, но и нанесло бы большой ущерб ребенку. Он ведь не виноват (особенно, если у него не все ладно с голосовым аппаратом), что никто не научил его интонировать. Детей, не обладающих музыкальным слухом в той степени, чтобы не суметь проинтонировать элементарную песню, почти нет. Существуют лишь дети с более или менее развитым слухом, со здоровым и нездоровым голосом, поющие только в низком или только в высоком регистрах. Там, где в семье поют и звучит музыка, где хорошо поставлена музыкальная работа в детском саду и в начальных классах, там почти все дети умеют петь и правильно интонировать. А если всего этого нет, нельзя сваливать вину на детей. К тому же посмотрите как часто эти
«бездарные» дети отлично чувствуют ритм, внимательно исполняют свою партию в
небольшом классном оркестре, как они импровизируют, сосредоточенно слушают
музыку, и вы убедитесь, что они так же музыкальны, как и многие остальные! Основное внимание во время
распевания (в IV классе примерно по три-пять минут на каждом уроке) мы
обращаем на развитие чистого интонирования и правильного пения. Любое
распевание должно преследовать какую-либо цель —| развить дыхание,;
интонирование, дикцию и артикуляцию, диапазон, технику пения, тембр и звучность
голоса и т. д. Бесцельных распеваний (лишь бы «согреть голос») мы не признаем.
Для распевания мы стараемся подбирать красивые и интересные для детей
упражнения (в отдельных случаях с юмористическими словами или слогами,
передающими явления природы); иногда используем характерные интонации из песен
или из прослушанных произведений, иногда — импровизируемые упражнения. Мы не разрешаем детям, конечно,
петь громко, грубоватым и открытым звуком: петь нужно ..негромко, но звонко.
Особое внимание уделяем пению длинных нот, так как дети, особенно начинающие,
обычно не умеют тянуть звук, а между тем, пение протяжных звуков способствует
развитию голоса, дыхания, интонации и многих других качеств. Важное место занимает работа,
направленная на увеличение диапазона. Для распевания, для художественного
пения и для сольфеджио используются разные диапазоны. Для того, чтобы песня красиво звучала, допустим,
в пределах от до первой до до второй октавы, при распеваний
дети должны уметь петь в неменьшем диапазоне, чем от си-бемоль или ля малой до ми-бемоль или ми второй октавы. Что касается
сольфеджированйй, то тут диапазон должен быть еще меньше, чем при пении песен. При распеваний, как, впрочем, вообще на уроке, главное
— не тратить зря время. Мастерство хорошего педагога в том-то и состоит, что он
ясно представляет себе, для чего дает то или другое задание, чего не хватает
его воспитанникам! Песни мы разучиваем двумя
путями: по слуху (более сложные) и по нотам. От разучивания по слуху мы не
отказываемся ни в одном классе, даже в старших. На начальном этапе музыкального
воспитания дети способны спеть по нотам лишь такие песни, которые состоят из
немногих звуков. По слуху же они могут спеть достаточно сложные песни в
диапазоне октавы и больше. К тому же умение петь по слуху развивается быстрее,
чем по нотам, так как на протяжении каждого года совершенствуются слух, чувство
ритма, память, техника пения, что создает условия для исполнения все более
сложных песен. И в последующие годы сольфеджирова-ние не может догнать пение по
слуху, оно лишь помогает ему. Пение по слуху как, впрочем, и пение без нот тех песен,
которые первоначально разучивались путем соль-дефжирования, позволяет, кроме
всего прочего, уделять большое внимание качеству исполнения и разрешать ряд
важных художественно-интерпретационных задач (среди них — фразировка, динамика,
артикуляция). Сверх того, пение по слуху предоставляет возможность разучить в
течение года сравнительно большое число песен, тем самым расширить репертуар и
сделать его разнообразным по тематике (в него обычно входят лирические, народные,
пионерские песни, а также песни о героях, событиях, природе, временах года,
праздниках). Разучивание новой песни должно быть оперативным. На
первом уроке на это разрешается тратить не больше, ■ чем восемь-десять минут; в противном случае разучивание
начинает надоедать детям, притупляет их внимание и активность (к тому же
нельзя петь за счет времени, которое должно быть уделено другим звеньям урока).
Лучше разучивать песню на четырех уроках по нять-восемь минут на каждом, чем
двадцать-двадцать пять минут на одном. На первом уроке мы предлагаем
основное внимание обратить на разучивание мелодии. Поэтому ограничиваемся
только одним словесным куплетом. Большое значение придаем тому, как учитель
исполняет песню: петь он должен естественно, не демонстрируя своих вокальных
данных, не слишком громко, как можно ближе к детским возможностям. Он исполняет
песню несколько раз, ставя при этом разные задания (определить характер,
запомнить слова, петь тихо как бы «про себя» одновременно с учителем и т. п.).
Эти разнообразные задания— необходимая сторона работы, так как сами дети еще
не способны обратить внимание на важнейшие моменты в песне. Вместе с тем это кладет начало ее разучиванию, во время
которого следует сосредоточить внимание на более трудных местах (скажем на
тех, когда на один слог падает несколько звуков, на мелодических скачках, на
длинных нотах, на ритмических особенностях и т. п.). Такие места можно выделить
и исполнять отдельно — в замедленном темпе, со словами и без них. Подчеркнем:
после впечатляющего показа песни и хорошего ее анализа дети обычно очень легко
ее разучивают. Вот почему все песни, предназначенные для разучивания по слуху,
мы записываем на грампластинках в исполнении лучших детских коллективов. Такого
рода записи очень помогают учителю, особенно тому, которому по тем или иным
причинам самому трудно петь. Саму песню, если она исполняется целиком, а не
разучиваются ее наиболее сложные фрагменты, следует петь в положенном, не
замедленном темпе. Замедление, с одной стороны, искажает характер песни, а с
другой, стороны, усложняет и затрудняет вокальную технику, дыхание. Песня быстрее и лучше запоминается, если ее поют не только со словами, но и на разные слоги (например, ду, лю, ля, ту и т. п.). Дело в том, что пение без слов концентрирует внимание детей на самой мелодии й именно поэтому способствует быстроте запоминания. Ритмическое сопровождение (хлопки, притопы, использование ударных инструментов) иной раз облегчает разучивание песни, так как вносит ясность в ее ритмический рисунок и разнообразие в исполнение. Мы чаще всего пользуемся тремя вариантами ритмического аккомпанемента: равномерными ритмическими долями, ритмом мелодии и остинатным ритмом. Вот один из примеров: В процессе разучивания песни мы
рекомендуем придерживаться такого правила: когда поет учитель, ученики
слушают; когда поют ученики — слушает учитель (и одновременно руководит их
пением). Если он поет вместе с учениками, то не имеет возможности с той же
тщательностью вслушиваться в пение своих воспитанников. К тому же надо беречь
свой голос К Когда поются двухголосные песни, мы не разделяем детей,
особенно в средних классах, раз и навсегда на первые и вторые голоса, и каждый
ребенок поет оба голоса. Это необходимо как для развития слуха, так и для того,
чтобы научить петь и первые и вторые голоса. Естественно, что подбираются
песни, удобные по диапазону для всех детей. | |
Просмотров: 1591 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |