СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ - ПЕРИОД И ПРОСТЫЕ ФОРМЫ - Музыкальное обучение - Каталог статей - Красивая музыка
Воскресенье, 11.12.2016, 12:57
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ - ПЕРИОД И ПРОСТЫЕ ФОРМЫ
Для периода, как формы самостоятельного произведения, требуется полное и исчерпывающее выражение художественной идеи. Поэтому во втором предложении периода обычно возникает интенсивный очаг усиленного тематического развития, зачастую приводящий к отклонениям и перерастаниям в середину простой формы. В периоде, как части простой двух- или трехчастной формы, необходимость в усилении внутритематического развития выражена с гораздо меньшей силой».
В целом композиционную : функцию периода можно определить как начальный этап становления первой те¬мы (а в некоторых случаях и одной из последующих тем) или самостоятельного музыкального произведения, ограниченного одной темой в условном понимании этого термина. Период возник в эпоху формирования гомофонно-гармонического склада (XVII—XVIII века).
Функции второй части двухчастной формы с достаточной полнотой изложены в книге «Строение музыкальных произведений» Л. Мазеля, и мы отсылаем чита¬теля к ее страницам.
Функции середины простых форм многообразнее.
Как видно (Из предыдущего, если простая форма служит частью более крупного целого, то середина представляет собой второй тур развития темы. В тех случаях, когда простая форма составляет все произведение, середина выполняет функцию развития уже полностью изложенной темы.
Эти случаи необходимо различать, поскольку середина простой формы, как формы законченного произведения, в принципе обладает большими потенциальными возможностями для разворота центробежных сил, создания интенсивного разработочного развития, проявления бифункциональное. Рассмотрим функции середины, объединяя оба случая.

Середина может быть вариантным повторением первой части. Это относится к простейшим по своему складу серединам, иногда представляющим собой транспонированное проведение начального периода, как, например, в пьесе «Wilder Reiter» из «Альбома для юношества» Шумана или в Вальсе из оперы «Волшебный стрелок» Вебера.
Середина типа продолжения встречается достаточно часто, особенно в жанре романса и в напевных инструментальных пьесах. Примерами могут служить романс «Средь шумного бала» и первый раздел Баркаролы из цикла «Времена года» Чайковского.
Смысл такого типа середин — в мелодическом обогащении, создающем новый оттенок образа, элемент оттеняющего контраста; это — развитие «вширь».
Развитие «вглубь» возникает в разработочной середине. Здесь тематические компоненты как бы подвергаются анализу, раскрываются имеющиеся в теме возможности.
Наконец, середина может состоять из фигур общих форм движения, опирающихся на неустойчивую гармонию. При этом образуется та или иная форма оттеняющего контраста.
Отметим два типичных случая. Один из них заключается в постепенном появлении общих форм движения, контрастных мелодическому типу темы. Возникающие исподволь, эти большей частью «пассажные формулы^ глубоко выразительны ив своей совокупности создают контрастный образ.
Таков, например, Этюд E-dur (op. 10 № 3) Шопена, в котором с первых тактов середины намечается продолжающееся развитие. Но далее звучит как второплановый фоновый компонент фактурный пассажный комплекс:








В процессе развития он начинает занимать все более господствующее положение и в зоне кульминации принимает новый контрастный образ. В результате последний воплощен не посредством четко индивидуализированной темы, а комплексом фигур общих форм движения (построением тематической функции).

Так образуется простая трехчастная форма с нетематически - контрастирующей серединой.
Очень яркий пример аналогичного возникновения контрастного образа посредством фигур общих форм движения мы находим во второй части Второго концерта Рахманинова, где Середина лирической части постепенно начинает выполнять функцию скерцо циклической формы.

В скерцо из Второй сонаты Бетховена в середине начальной трехчастной формы, после этапа разработочного развития, звучит контрастная тема (основанная на каденционных слабых окончаниях первого периода). Эта тема не завершается, а быстро растворяется в предыкте к репризе.
Так, в середине может появиться нестойкое тематическое построение. Если оно составит все содержание
середины, то последнюю будем называть тематически-контрастной серединой.

Новая самостоятельная тема в середине простой трехчастной формы — редкое явление в творчестве венских классиков. Свое «законное» место она получает в после-бетховенское время. Возникающая в середине новая тема чаще всего не бывает стойкой и завершенной. Ее функция — создать оттеняющий контраст, она вводится ^«не ради самой себя», а ради углубления выразительности гегемона формы — первой темы.
Иногда новая тема играет более самостоятельную роль, не (только оттеняя главную тему, но и противопоставляя ей свою художественную идею. Напомним, что при появлении в середине новой темы или тематического построения образуется совмещение функций;


новая тема (i)
____________

середина (т)


с различным соотношением активности каждой из них.

При многообразии возможных случаев возникает ясная закономерность: чем сильнее действие функции изложения новой темы (построения), тем сильнее выражаются структурные экспозиционные нормы; чем ярче выявлена тематическая функция нового материала, тем яснее проступают черты периода. Однако нормативный период создается лишь при отключении функций, что в простой трехчастной форме встречается крайне редко — в итоге влияния сложной трехчастной формы с трио на простую.
Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Unreal (05.06.2011)
Просмотров: 759 | Комментарии: 1 | Теги: музыкальное обучение | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
You've hit the ball out the park! Incriedble!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]