Среда, 24.04.2024, 12:20
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

ЧТО ТАКОЕ «МАСКА»?

Несмотря на ясность выражения слова «маска», я все ж« считаю необходимым более подробно остановиться на объясни нии этого термина, тем более что он имеет чисто техническое значение и в анатомии и физиологии не встречается. Учащие» и часто слышат выражение: «Надо направить звук «в маску», но точно не знают место упора звука. Некоторые преподаван.ш пения сами не совсем точно уяснили себе «хмаску» и подчас гр! шат в отношении точки настоящего упора звука.

Вокруг термина «маска» разгоралось всегда немало пин ров. Доказывалась абсурдность заставлять ученика направлят! звук в какое-то определенное одно место полости рта; высказывались соображения, что невозможно рассматривать звук голоса как нечто, поддающееся нашей воле. Конечно, при uriKj ставленном голосе, при неумении им владеть не может быть и речи о возможности правильно направить звук. Но владение голосом и составляет искусство пения — делать своим голосом что угодно, уметь направить струю выдыхаемого воздуха так, чтобы добиться полной звучности, уперев голос «в маску». Настоящее appoggio (опора) в представлении итальянских педагогов есть только «маска» и ничего более, а преподаватели, уверяющие, что appoggio есть грудной упор, сбивают учеников и часто загоняют им звук в грудь, делая голоса незвучными, тяжелыми, глухими.

Appoggiare la voce — значит поддерживать звук. Выдержи-ать же звук возможно лишь уперев его в какое-то одно, опре-еленное место. И итальянская школа дает нам это место, это апподжо исключительно «в маске».

Струя выдыхаемого воздуха, встречая на своем пути голо-овые связки, приводит их в колебательное движение, и обра-уемый таким образом звук, попадая далее в область зева, оса и рта, получает свою настоящую окраску, тембр. Подробно станавливаться на том, каким образом и под влиянием каких причин голос получает свой тембр, я здесь не стану, так как это разобрано в первой части книги. Скажу только, что в кра­соте тембра — 90 процентов успеха певца. Нужно стараться, тобы правильной постановкой звука возможно исправить не­дочеты голоса, улучшить его качество.

Итак, струя воздуха или уже звук, окрашенный резонато­рами, попадает в полость рта, где и должен получить извест­кую определенную опору. Прорываясь свободно в открытый рот без опоры, звук будет крикливым, так называемым  «белым». Упираясь же слишком глубоко в твердое нёбо, он будет глу-Ьсим. А потому нужно приучить ученика направлять струю вы­дыхаемого воздуха в твердое нёбо, но только к самому краю передних верхних резцов. Только такой звук всегда будет чи­стым, звонким и легким. Таким образом, звук «в маске» озна­чает, что струя воздуха направлена поющим в самую переднюю Насть твердого нёба, к краю верхних передних резцов. В этом умении направить звук и удерживать его там во время пения заключается искусство правильной постановки голоса. Некото­рые преподаватели советуют при высоких тонах головного ре­гистра отодвигать точку упора звука от края верхних резцов глубже в направлении мягкого нёба. Польза от подобных сове­тов сомнительна, так как при этом звук получается на верхах тусклый. От перевода места упора глубже чувствуется, как певец «опрокидывает»  его назад,  заглушает свои головные ячжы. На протяжении всего диапазона певец должен стараться выдвигать звук по возможности вперед, тем более это относится к тонам верхнего регистра, где звук сам по себе будет стараться отодвигаться от маски в твердое нёбо. И если ученик по совету учителя будет переводить место опоры звука от края верхних резцов вглубь, то тем свой голос. То же явление ускользания звука из «маски» учащийся почувствует и при 2-й части филирования звука, при: decrescendo, когда ему необходимо будет во все время затиха­ния звука выдвигать его и держать у края верхних резцов.самым он ещё больше затемни

При достижении учеником некоторых успехов в пении, т. е. при переходе к изучению арий и романсов, необычайно помо­гает выдвижению звука «в маску» сильно утрированное произ-v" ношение слов. Старайтесь, чтобы каждый гласный и согласный звук был ясно слышен. Это поможет улучшению дикции и, как уже было сказано, будет выдвигать звук «в маску». Некоторые профессора пения рекомендуют ученикам следить за тем, чтобы во время пения гортань занимала положение ниже нормаль­ного, другие же наоборот говорят, что гортань должна зани­мать положение выше нормального. Я не разделяю подобных советов, так как желательно отвлечь внимание ученика от всего того, что касается гортани. При концентрировании мысли учащихся на горле можно легко вызвать излишнее напряже­ние мышц гортани, что повлечет за собой гортанный звук. Если же ученик усвоит естественное звукоизвлечение, как бы при зевании, то гортань сама по себе займет надлежащее по­ложение.

Каждый поющий легко может убедиться, что гортань ни­когда не будет занимать один постоянный уровень, и как бы певец ни старался ее удержать в одном и том же положении, все равно он заметит, что гортань то опускается, то подымается в точном соответствии с регистрами голоса. Эти-то регистры и переходные ноты — самое больное место всех певцов, а по этому я еще раз напоминаю — не забывайте совета опытном-врача-ларинголога. Он может быть уже тем полезен, что, если и не скажет преподавателю пения, как и что надо делать дли достижения тех или иных успехов ученика, то во всяком случае всегда укажет на то, чего делать нельзя. Если преподавай\и пожелает форсировать какой-нибудь регистр, то этим самым он уже нанесет вред голосу. Вот почему никогда не следует под» гонять гортани певцов даже с одинаковыми голосами под один трафарет (понижать или повышать). Известный французским тенор Д., знаменитый своими открытыми грудными верхами, послужил, к сожалению, причиной гибели многих теноров с хорошими голосами, желавших подражать ему и испортивших себе голоса благодаря манере давать открытые звуки верхнем» регистра.т

Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Луна (26.06.2011)
Просмотров: 3017 | Комментарии: 1 | Теги: музыкальное обучение, Вокал | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1 Redho  
0
Son of a gun, this is so hlefpul!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]