Суббота, 20.04.2024, 10:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

О функционально-динамическом понимании музыкальной формы (2 часть)
Начало тут

Наравне с этим и в классической музыке встречаются мелодические и гармонические обороты — выразители новой стороны музыкального образа или даже нового образа, воплощаемых не посредством структурно оформленной темы, а организованным комплексом общих форм движения. Так, например, в Этюде Ейиг (ор. 10 № 3) Шопена кульминация значительно контрастирует по образу с начальной темой. Если в этом случае не появляется тема в собственном структурном смысле слова, то наличие тематической функции в данном комплексе интонаций нельзя отрицать. Такое понимание тематической функции особенно необходимо в наши дни. Подходить со структурной меркой, возникшей в процессе развития классической музыки, к явлениям современной музыки далеко не всегда возможно. Часто бывает нужно отказаться от классического структурного понимания темы и перейти к более широкому, функциональному.
Суть динамической стороны функциональности сформулирована Б. Асафьевым в труде «Музыкальная форма как процесс» и выражена формулой I: т : /, где I — импульс, т — движение, I — заключение. Их последовательность порождает три этапа развития как внутри темы, так и за ее пределами: толчок (импульс), движение и заключение.
«Жизнь» этой формулы состоит в том, что, как пишет Б. Асафьев: «В процессе развертывания цепи интонаций происходит постоянное переключение функций сочленов данной формулы» (разрядка моя. -В. Б.).
Проанализируем сказанное на примере главной партии первой части Девятой симфонии Бетховена. Начальный импульс —квинта (/).; далее наступает этап ее развития (т); завершение {1}—первый пятитакт собственно темы. Он же, в свою очередь, становится импульсом для всей темы главной партии (* = /). То, что этот пятитакт выполняет функцию завершения, доказывает конец первой части симфонии, где данная тематическая формула воспроизводится в несколько расширенном виде:

Рисунок

Переключение функций возникает в процессе рождения простой формы, когда первая часть — импульс (/), за которым расположены стадия развития (т) и завершение (/). Последнее происходит посредством репризы начального импульса или введением обобщенного завершающего оборота. Но все вместе взятое —простая форма — служит, в свою очередь, импульсом для дальнейшего развития, следовательно, — (1:т:1) =7 — более высокого ранга.
Многоступенчатость переключения функций легко проследить в главной партии первой части Первой симфонии Бетховена. Затакт и сильная доля —звук с — начальный импульс. Если по отношению к вступлению он является завершающим построением, то для главной партии —толчком, импульсом ({ = 1)- Повторение его интонаций — развитие (т). Оборот тактов 4 и 5 — завершение. Образуется (I: т: 1} =1 более высокого ранга. Повторение этого оборота в А-то11 и дальнейшая мотивная разработка — в свою очередь развитие, то есть М еще более высокого ранга. Завершение периода (Т-также более высокого ранга) приводит к завершению темы, которая для сонатной экспозиции служит импульсом к последующему развитию, то есть / для данного примера наиболее высокого ранга:

рисунок

Наконец, имеется еще один возможный вид переключения функции, У Б. Асафьева есть формула — г':га — = (а + Ь...)..(*. Часто бывает, что в процессе развития возникают новый импульс, новая тема. В скерцо из Второй сонаты Бетховена новая тема появляется в середине развивающей части формы. Но это может произойти и с самого ее начала. Например: закончился период как импульс для развития, однако само развитие (т)—новый импульс, другая тема. В контрастной трехчастной форме — это тема середины. Но именно указанный раздел формы обычно неустойчив в структурном отношении. Причина этого в совмещении функций; с одной стороны — изложение новой темы, с другой стороны— момент развития. Совмещение названных функций и делает вторую тему более неустойчивой.
Можно сформулировать общий функциональный закон: вторая тема при переключении функций бывает менее устойчива, чем первая. Данная тенденция проявляется с наибольшей яркостью в сонатной форме — побочная партия наступает в результате предшествующего развития, благодаря чему новый импульс испытывает на себе его воздействие. В связи с этим создается функциональное противоречие. Побочная партия — равноправный с главной партией участник действия, но она-вторая тема. В результате совмещения противоположных функций этот раздел сонатной экспозиции — очаг всякого рода неустойчивости, переломов, прорыва интонаций главной или связующей партии.
Но встречается и другой вид тематического сопоставления, как, например, при появлении трио в сложной трехчастной форме. В данном случае возникает не переключение функций, а временное отключение функций первой темы. Благодаря этому новый им¬пульс — вторая тема — развивается, как бы создавая самостоятельный, независимый музыкальный организм— трио. Отключение функций лежит в основе циклической формы, когда каждая часть самостоятельна, но связана с остальными общей драматургией произведения.
В учебнике «Музыкальная форма» Ю. Тюлина сформулированы новые термины — «динамическое сопряжение» и «сопоставление». «Динамическое сопряжение»— такой вид развития, при котором новая тема вступает на основе переключения функций; «тематическое сопоставление» — появление новой темы на основе отключения функций.
Момент переключения функций присутствует в лю¬бой теме благодаря внутритематическому развитию по формуле — (I: т :?) = /.
П.
Сформулированные Б. Асафьевым понятия импульса (О, движения (т) и завершения (I) обладают всеобщим значением. Это три основных вида сверхфункции всеобщего музыкального развития, проявляющиеся на всех его уровнях. На основе реализации формулы — 1\т\1 — возникает строгая система функций.
Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Unreal (03.06.2011)
Просмотров: 1477 | Теги: музыкальное обучение | Рейтинг: 2.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]