Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Методы музыкально-эстетического воспитания Методы
музыкально-эстетического воспитания строятся на основе активного
взаимодействия взрослого и ребенка. При этом
ведущая роль принадлежит воспитателю. Успех его работы зависит в большой мере от того, опирается ли он на
потребности и интересы ребенка, на имеющийся у него индивидуальный музыкальный
опыт.
Методы музыкально-эстетического
воспитания многообразны, ибо определяются многими обстоятельствами. При
решении вопроса об использовании тех или других методов всегда надо учитывать: - каков характер музыки,
используемой для детей или самими детьми; - какие компоненты из общей
структуры музыкальных способностей предполагают в данный момент развить у
детей; - к каким именно видам
музыкальной деятельности детей (пение, слушание, ритмика, игра на инструментах,
элементы музыкальной грамоты) обращаются и какие конкретные задания ставят; - каковы особенности личности и каков возраст ребенка. - какова подготовка и мастерство музыканта-педагога. Если говорить суммарно и иметь
в виду любую возрастную ступень, то в теории советской педагогики наметились
следующие основные методы воспитания: метод убеждения и метод приучения,
упражнения. Поставим теперь вопрос: возможно ли использовать метод
убеждения в воспитании маленького ребенка средствами музыки? «Убеждать»
музыкой? Да еще таких малышей? Да, возможно, но лишь в том
случае, если обращаться к музыке, отличающейся высокими художественными
достоинствами, и если исполнение музыки выразительно и искренне. Лишь тогда
исполненная музыка вызовет у слушателя эмоциональный отклик, и лишь тогда встреча
с музыкой приведет к воспитательному эффекту. Убедить в чем-то ребенка на
занятиях музыкой можно и должно прежде всего самой сопережитой им музыкой. Способность педагога услышать и проанализировать
музыку, понять и прочувствовать ее содержание — существенные стороны самой
методики. Хорошо сказал Б. В. Асафьев: «...Если музыка не услышана — не надо
браться за анализ. Услышать — это уже понять». Как ни важна непосредственная
встреча ребенка С музыкой, — одной ее, однако, недостаточно, ибо всякое
эстетическое переживание характеризуется единством эмоционального и
сознательного. Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, как надо
поступить, чтобы хорошо ее исполнить, зачем надо выполнить те или иные
требования педагога в пении, танце и т. д. Таким образом, убеждать следует не
только непосредственным воздействием музыки на эмоции ребенка, но и словом —
путем разъяснений, организации целенаправленных наблюдений и осознания
некоторых средств музыкальней выразительности. Использование слова вовсе не так просто, как на первый
взгляд кажется. И прежде всего потому, что каждый ребенок воспринимает музыку
по-своему, индивидуально. Предположим, дети слушают пьесу Чайковского «Песня жаворонка». Названия
ее они еще не знают. Поэтому воспримут лишь ее общий спокойный и светлый характер,
но переживать — пусть даже они получили одинаковую подготовку — будут,
вероятно, по-разному. У одних эта музыка вызовет представление о картине
природы, о птицах. Другие дадут лишь оценку характера ее изложения: «тихая,
легкая, тоненькая». У третьих она вызовет приятное переживание, не ассоциирующееся
с какими-либо жизненными явлениями. Помня и учитывая эти индивидуальные и столь
различные реакции каждого из ребят, педагогу вместе с тем следует стремиться
вызвать известную общность в характере мыслей и переживаний. Пользуясь
словесными пояснениями, он направляет внимание детей на своеобразное сочетание
средств музыкальной выразительности, придающее произведению светлый, спокойный
и чуть мечтательный характер и выражающее его программу — образ поющего
жаворонка. О музыке говорить сложно, очень сложно. Надо создавать
атмосферу взволнованной встречи детей с музыкой, скупо пользоваться словами,
но пытаться находить точные и поэтичные характеристики музыкальных образов и
их развития. До сих пор речь шла о методе убеждения. Метод этот
очень важен, но было бы неправильным придавать ему универсальное и
исключительное значение. Столь же Чтобы воспитать у детей любовь к музыке и потребность
общения с ней, нужно предоставить им возможность самим действовать — активно и
творчески. Во время слушания музыки, во время пения и танца детей приучают и
поощряют радоваться музыкальным звукам и ритмам, прислушиваться к ним,
различать их нюансы, самостоятельно оперировать ими. Все это делается повседневно
— изо дня в день, из года в гбд. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал,
что иногда надо ждать годами, прежде чем сердце ребенка дрогнет и переполнится
чувством навстречу прекрасному. И тут важно обогатить ребенка музыкальной
деятельностью: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого, —
гласит старинная украинская мудрость... — Зло и подлинная красота несовместимы.
Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в
руки каждому ребенку «скрипку», чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка»
*. Чем раньше ребенок, пользуясь
образной формулой Сухомлинского, получит «скрипку» в руки, тем большего воспитательного
воздействия педагог сможет достичь, воздействия, которое способно сказаться на
протяжении всей последующей жизни ребенка. Музыкальная деятельность детей - путь к развитию их творческих способностей. | |
Просмотров: 2443
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |