Суббота, 20.04.2024, 00:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

музыкальная деятельность детей - путь к развитию их творческих способностей

Музыкальная деятельность детей - путь к развитию их творческих способностей.

Итак, приобщение ребенка к музыкальному опыту происходит только через деятельность. Современная со­ветская психология подчеркивает то, что хорошо извест­но педагогам-практикам: объект (в нашем случае, му­зыкальное искусство) влияет на субъект (на ребенка) лишь через среднее звено — деятельность. Последняя служит связью (или переходом) между объектом и субъектом (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). Поэтому такое значение приобретают разнохарактерные виды му­зыкальной деятельности, предоставляющие огромные возможности для развития каждого ребенка.

Во всей этой работе исходным моментом является само музыкальное искусство. Взятое во всем разнооб­разии его форм и жанров, оно, по концепции Д. Каба­левского, способно формировать нравственные и эстети­ческие качества личности. Приобщение юных к миру Серьезной музыки имеет ни с чем не сравнимое воспитательное значение. Найдены и методы проникновений в лот сложный мир. Песня, марш и танец — «три кита», но образному выражению Д. Кабалевского, открывают Перед маленьким ребенком пути к восприятию в даль­нейшем симфоний, опер, балетов. В соответствии с те­мой, в статье специально не анализировалась музы­кальная литература для детей. Но очевидно, что для любого вида деятельности - слушания, пения, ритмики, игры на инструментах — «три кита» являются основным материалом.

Приобщение к различным видам музыкальной деятельности детей приводит к развитию их музыкальности.

Музыкальность, как известно,— качественно своеобразНЫЙ комплекс способностей, необходимых для успешных занятий музыкальной деятельностью. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявле­ниях. Необходимо знание его типологических, индиви­дуальных особенностей, его интересов и склонностей.

Все музкальные способности характеризуются син­онимом эмоционального и слухового компонентов. В ка­ком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой бы стадии своего развития не был, он эмоцио­нально откликается на выразительные интонации музы­ки. Можно говорить о ведущей способности — способно­сти сопереживать музыку.

Но не менее важен и слуховой компонент. Сенсорная основа, то есть узнавание, различение, воспроизведение, действенно-наглядная ориентировка в звуковысотньтх, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми «слоями» музыкального развития ре­бенка.

На базе единства эмоционального и слухового ком понентов складываются две основные музыкальные спо собности:  переживания,  различения,  представления и воспроизведения ладо-высотных соотношений и музы­кального ритма.

Помимо этих качеств в структуру музыкальности вхо­дят исполнительские способности — владение голосом (чистота певческого интонирования), движением (пла­стичность и изящество в танцах, играх), инструментом (согласованность и координация движений рук в игре на инструментах). Кроме того, приобретают большое значение воля ребенка и его творческая инициатива.

Особую роль в развитии музыкальности имеет твор­ческая деятельность.

В психологии различают дна взаимосвязанных пути усвоения музыкального опыта: путь развивающего обу­чения, при котором ребенок активно усваивает ранее выработанные способы действий, и путь творческой пе­реработки, создания новых образов, новых действий.

О результатах обучения следует судить не только по тому, правильно и выразительно ли ребенок исполнил песню или пляску, но и по тому, возник ли у него инте­рес к занятиям, полюбил ли музыку, стремится ли к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения и старается ли их преодолеть. По­вторяем, лишь то обучение эффективно, которое отли­чается воспитывающим и развивающим характером.

Творчество детей предоставляет новые возможности для их развития. Обычно под творчеством понимают деятельность, которая приводит к новой и имеющей об­щественную ценность продукции. Конечно, полностью под такое определение детское творчество не подходит. Главная его ценность — в субъективной стороне дела;

ребенок открывает для себя новый мир, а его творчест­во рассказывает как об этом мире, так и об интересах и возможностях малыша.

Не следует забывать, что творчество детей заключа­ется в их самостоятельных проявлениях и что руковод­ство взрослых должно носить косвенный характер.

Важнейшее педагогическое условие такого руковод­ства— научить детей наблюдать за окружающей жизнью, вслушиваться в образный мир искусства, в звуки реальной жизни, искать в ней то, что может быть

тражено в самостоятельных инсценировках и импровизациях.

Само искусство играет при этом особую роль. Для зормирования песенного творчества, по нашей просьбе, омпозиторы создали образцы песен, на текст которых  дети впоследствии импровизируют свои мелодии. Для грового творчества также специально сочинены программные произведения своеобразные сценарии, которые дети могут передать в СВОИХ движениях.

Особую роль   играют   задания,   которые   названы творческими, так как, выполняя их, дети должны сами комбинировать, импровизировать, сочинять. Но вместе с тем речь идет именно о заданиях, так как предполагается участие взрослого, который организует обстанов­ку, условия, материалы и побуждает детей к творческим действиям. От личности воспитателя, от его увлечен­ное ги, от способности почувствовать себя   участником детской творческой деятельности зависит   успех   этой СЛОЖНОЙ и увлекательной работы. Разумеется, творче­ские задания следует определенным образом усложнять.

Экспериментальная работа показала, что целесооб­разно давать детям материалы в определенной последовательности.

Итак, методы и методические приемы музыкально-педагогической работы с дошкольниками зависят от мно­гих обстоятельств и все их надо учитывать. Некоторые методы одновременно преследуют две, казалось бы про­тивоположные, цели: используемые методические прие­мы, с одной стороны, способствуют систематической тре­нировке навыков детей; с другой же стороны, направле­ны на выработку способов самостоятельных действий. Такого рода методы, кажущиеся противоречивыми, дви­гают вперед развитие ребенка. Лишь тогда, когда соз­данная стройная система обучения проводится в поис­ковой ситуации, происходит столь необходимое форми­рование нужных способностей и навыков детей.



Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Профессионал (04.06.2011)
Просмотров: 1391 | Теги: виды музыкальной деятельности детей, творческая деятельность, работа с дошкольниками | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]