НАЧАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ЭЛЕМЕНТАМИ ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ - Музыкальное обучение - Каталог статей - Красивая музыка
Четверг, 08.12.2016, 12:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

НАЧАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ЭЛЕМЕНТАМИ ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ
С чего начинать занятия со студентом, особенно на первых порах? Я поступаю, мне кажется, так же, как все, то есть вначале провожу со студентом беседу о предстоящем уроке: необходимо мобилизовать внимание, создать бодрое состояние духа и хорошее физическое ощущение. Важно, чтобы и сам ученик не забывал о соответствующей психической настройке перед встречей с педагогом: «Что я буду делать на уроке? Как? Для чего?» Только осознав важность предстоящей работы и представив ясно пути, по которым она пойдет, ученик будет способен приступить к продуктивным занятиям. Во время пения требуется твердая стойка на слегка расставленных ногах, ощущение хорошей опоры всего корпуса. Некоторые педагоги рекомендуют перенести центр тяжести на одну немного выставленную вперед ногу; я считаю, что это можно делать тогда, когда ученик в какой-то мере изучит основы звукообразования, достигнет раскрепощения корпуса и начнет овладевать пластичностью тела. Грудь следует чуть-чуть приподнять, плечи немного развернуть назад, взгляд устремить вперед, поверх голов воображаемых слушателей, состояние духа у ученика — жизнерадостное, приподнятое.
 
Полезно перед началом занятий сделать быстрый, короткий и глубокий вдох носом, сразу же на несколько секунд затаить дыхание, затем полностью выдохнуть воздух ртом и так повторить несколько раз. Это успокаивает певца, а также способствует правильной установке гортани и ненапряженному положению языка. Полезно делать это небольшое упражнение и с замедленным выдохом, сложив при этом губы трубочкой и как бы пытаясь погасить свечу. Пение должно кончаться с некоторым запасом дыхания, но перед тем, как взять дыхание для следующей фразы, полезно часть оставшегося воздуха удалить из легких. На первых уроках необходимо особенно внимательно следить за мягкой, без какого-либо напряжения, работой диафрагмы и брюшного пресса и наблюдать за спокойным состоянием грудной клетки, плеч и лица, на котором не должно быть никаких гримас, никакого другого выражения, кроме соответствующего исполняемому произведению. При пении недопустимо также напряжение мышц шеи и подбородка. Для преодоления мышечной скованности тела, которую часто приходится наблюдать при пении у начинающих певцов, полезно в дальнейшем, после овладения студентом основами звукообразования, заставлять его петь некоторые произведения с движениями, с жестами, диктуемыми характером музыки. Я, как и большинство старых и современных педагогов, в своей практике очень осторожно отношусь к разговору о голосовых связках с учеником, начинающим постигать основы звукообразования. Не потому, что не понимаю того, что голосовые связки —не нежные лепестки розы, нуждающиеся в деликатнейшем обращении, а сильные мышцы, требующие активной тренировки. Но говорить неопытному студенту о связках очень рискованно, особенно на первых порах, так как он сразу перенесет свое внимание на мышцы шеи и гортани, что приведет к их зажатию и, как результат, к горловому звуку. Также овладение ощущениями ротоглоточной области: пониженного положения гортани, понятий высокой и низкой позиции — даются ученику не сразу, а преждевременное знакомство с ними даже вредно для молодых певцов.
 
Разговор о дыхании можно начинать сравнительно спокойно; вообще, из всех элементов звукообразования в первую очередь подлежит объяснению дыхание (когда студент уже достаточно подготовлен к тому, чтобы понять это объяснение). Урок я начинаю с коротких нот на слог ля или да. Первые звуки должны быть наиболее удобными для данного певца: у баса это примерно ми, у баритона — соль. к, На первом этапе обучения полезно применять твердую атаку звука, обеспечивающую правильное силовое взаимодействие между голосовыми связками и давлением на них воздуха, что помогает лучшему звукообразованию. Если у певца глухой тембр голоса, то начальные упражнения нужно петь на слоги ля, да, миа, так как они способствуют более близкому и яркому звучанию; если же мы имеем дело с голосом резким, открытым, то следует начинать со слогов ма, мо, ла, ло, которые смягчают тембр. Пение слога да рекомендуется при утечке воздуха. Через некоторое время, по мере овладения протяжностью звука, полезно перейти на слог рэ, который я в своей педагогической практике главным образом и применяю как наиболее способствующий, по моим наблюдениям, хорошей настройке верхних резонаторов. В педагогической практике употребляется много слоговых комбинаций, тут и бра-бри-бру и фра-фри-фру и т. п. Я считаю использование их вполне допустимым. Выравнивание голоса (сглаживание регистров) лучше достигается на нисходящей гамме. Восходящее движение дается ученику труднее, чем нисходящее. Большое значение я придаю владению быстрым движением, которое способствует устойчивости звука. Гибкость и подвижность голоса вырабатываю у студента при помощи вокализов Ф. Абта, Г. Панофки, Д. Конконе, а также специально подобранных произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других композиторов. Каждый певец в период обучения должен стараться избежать ошибок, которые могут стать роковыми в его профессиональном становлении. Из них наиболее опасные: пение на расширенной глотке, что влечет за собой неправильное положение надсвязочного пространства, и форсировка звука, лишающая певца его тембра. Тембр голоса — самое ценное в певце, а сколько молодых певцов, претендующих на более драматическое, чем им дозволено природой, звучание, губят свои тембры, пытаясь форсировкой звука сделать свой голос более «драматическим». Вот верное замечание К. М. Мазурина, известного русского теоретика пения: «Основанием всякого пения должен быть лирический тон, драматическое же его изменение есть результат декламации (акцентуации), а не изменения механизма тонопроизводства. На драматический тон затрата дыхания и физической силы не увеличивается».


Не нужно забывать, что в класс приходит певец, уже имеющий какие-то вокальные навыки, иногда учившийся у педагога или же получивший воспитание при помощи радио и пластинок. Такой ученик, воспринявший от своего «кумира» как раз те недостатей, которые при записи приобретают большую выпуклость, при их искоренении оказывает естественное сопротивление, особенно если его идеал —певец популярный. В этих случаях нужен осторожный подход, следует избегать резкой ломки, чтобы не травмировать психику певца.
Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Киркороv (16.10.2011)
Просмотров: 2293 | Комментарии: 1 | Теги: Вокал | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]