Главная » Статьи » Вокал |
КАМЕРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Камерная литература, камерное исполнительство чрезвычайно развивают оперного певца, расширяют его музыкальный кругозор, способствуют его внутреннему обогащению, дают ему возможность овладеть новыми вокальными красками. По исполнительской манере, по культуре слова, музыкальной фразы, по глубине чувствования образа и видения его сразу можно понять, соприкасался ли артист с камерной литературой. Любители голого «звучка», актеры, привыкшие обходиться на сцене штампованными жестами, поющие манекены, наряженные в безразлично для них какой костюм, сразу же обнаруживают себя. Исполнение камерного репертуара требует многого. Когда каждое произведение представляет собой сжатую, отточенную миниатюру, наполненную большим содержанием, не обойтись готовой формой: нужна большая, вдумчивая работа, четкий план исполнения.
Все это обязывает к большому труду, к большой общей и музыкальной культуре, к творческой самостоятельности (работа без привычной помощи дирижера и режиссера), заставляет научиться не только петь, но и творчески осваивать произведение. И ясно, что если формирующийся оперный певец в начале своей творческой жизни подпадет под благотворное влияние камерной музыки, приобщится к ней, это будет для него громадным счастьем, направит его творчество по пути, где ему будет легче обрести художественную правду. Мы достаточно часто, к сожалению, наблюдаем, что камерные концерты оперных певцов имеют форму обыденных выступлений с запетым репертуаром и не отличаются творческой направленностью. Такие певцы, как правило, ограничиваются вокально-технической стороной исполнения, а интерпретацию подменяют ложным пафосом или иллюстративностью жестов, не затрудняя себя к тому же расширением круга исполняемых произведений, а скромно шагая по проторенным дорожкам репертуара, уже признанного и любимого слушателями. Не думаю, что следует приветствовать практикующееся сейчас частое исполнение оперными певцами так называемых «старинных романсов». Весьма полезной мне представляется работа над ансамблями в камерных классах консерватории: как совместно с инструменталистами, так и над вокальными ансамблями — пение дуэтов, трио, квартетов.
Хочу сказать о своем отношении к встречающемуся иногда мнению, что для пения в опере нужен один звук, а в камерном концерте — другой. Мне не раз приходилось испытывать известные затруднения в работе с моими учениками: в то время как я проводил занятия на хорошо опертом на дыхании звуке и крепко поставленной, немного ниже обыкновенного положения, гортани, в камерном классе, в угоду «выразительности», звук часто недостаточно опирают на дыхание, а гортань тянут кверху. Не могу согласиться с педагогами, требующими от учеников этот изобретенный ими бестембровый, однообразный и бездыханный «камерный» звук. Для камерного пения нужны тонкие вокальные краски, стилистическое многообразие и вместе с тем естественный, свободный и полнокровный звук.
| |
Просмотров: 3065 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||