Главная » Статьи » Резензии |
Эпизоды В пятичастном рондо венских
классиков функции первого эпизода сходны с функцией тематически-контрастной,
структурно оформленной середины, а второго эпизода— с функцией трио. Такое
возрастание «ранга» неглавных тем создает выпуклый рельеф формы и при ее
общем нединамическом развитии, необходимый драматургический план,
способствующий соподчинению тем, выделению главного и фонового. В дальнейшем историческом развитии функции эпизодов значительно меняются. При увеличении их числа исчезает возможность четко дифференцировать роль каждого. Усиливается значительность и самостоятельность эпизодов. В программных или полупрограммных фортепианных произведениях Шумана — первая часть «Венского карнавала» (op. 26), Пятая новеллетта (ор. 21)—все эпизоды отличаются полной самостоятельностью, которая ведет к появлению сюитных центробежных тенденций. Рефрен здесь тоже меняет свою функцию, его главенствующее положение зависит в основном лишь от количественного преобладания. Связующие части Функция связующих разделов рондо — поддержка
непрерывного музыкального движения, что обусловливается округленностью формы,
общим ровным динамическим профилем. При этом большое значение имеют предыкты как moi-менты, создающие напряженное
чувство ожидания. Последнее особенно нужно именно в рондо, так как благодаря
ему реприза рефрена становится желаемой и необходимой. Это противодействует
однообразию и монотонности, которые могут возникнуть благодаря повторениям
главной темы. Непрерывность вращательного движения — одна из основ
формы рондо.
Но она
будет особенно глубоко воспринята хотя бы при однократном нарушении указанного
принципа в результате своего рода «доказательства от противного». Поэтому в каком-либо звене рондо, чаще всего перед эпизодом
(преимущественно перед вторым), связующее построение нередко отсутствует, что по
контрасту подчеркивает важность непрерывного движения. Здесь проявляется один
из существенных принципов художественной формы в целом — частичная нере-"
гламентированность процессов ее развития, отступление от единообразного,
неуклонного соблюдения норм. Функция связующих частей, возникшая в творчестве
венских классиков, в XIX веке начинает уступать место непосредственному
сопоставлению тем (например, в сочинениях Шумана). Отмеченные признаки изменения функций отдельных
разделов рондо в XIX веке относятся к тем самостоятельным нециклическим
произведениям, которые впервые стали создаваться в этой форме без указания
«рондо» (в послебетховенскую эпоху). Но в рондо, как форме сонатно-симфонического финала,
функциональные нормы, выработанные венскими Классиками, обычно восстанавливаются в своих правах,
что подтверждают финальные рондо сочинений Прокофьева, Шостаковича. При анализе произведения, написанного в форме рондо,
могут встретиться два противоположных драматургических плана. Они возникают в
тех случаях, когда между частями этой формы создается соотношение фона и
рельефа. | |
Просмотров: 1284 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |