Главная » Статьи » Резензии |
Основы формы рондо Существуют две основы
образования формы рондо. Первая из них состоит в неизменном возврате к одной и
той же главной теме (рефрену), вторая — в противопоставлении рефрену ряда
контрастных тем. Для полноценного «зрелого»
рондо необходимо сочетание обеих основ. При действии лишь первой в музыке XIX
века возникают рондообразные формы (двойная и тройная трехчастная). В
доклассической музыке (И. С. Бах, Куперен, Рамо) старинному рондо еще не были
свойственны контрасты. Поэтому оно (как и старинная сонатная форма) являлось
не полноправной формой, а лишь начальным этапом ее становления. Каждый раздел «зрелого»,
полноценного рондо обладает своими композиционными функциями. Рефрен («зрелого» рондо) Специальные композиционные
функции рефрена обусловливаются сформулированными выше основами формы рондо —
сочетанием неизменного возвращения к одной теме с контрастными сменами тем. При
этом рефрен, выполняя функцию главной темы, представляет собой одновременно и начальный момент развития, и его завершение. Таким образом, в рефрене совмещаются
функции изложения и завершения. Кроме того, общие контуры рондо как формы
многорепризной, уравновешенной, закругленной сказываются и на характере его
главной темы, заключающей в себе черты, свойственные форме в целом *. Отсюда
вытекают функции рефрена: 1.
Рефрен — тема, в которой соединяются признаки главной,
начальной, и завершающей, обобщающей, тем. Б. Асафьев называет рефрен «руководящим
напевом», темой, «являющейся вместе с тем и припевом — функцией, унаследованной от
народной хороводной песни...» **. 2.
Рефрен — тема, заключающая в себе признаки, типичные
для формы в целом: плавность, уравновешенность и закругленность. 3.
Рефрен — тема, полностью завершенная и замкнутая. Эти функции рефрена делают его
более специфичным по музыкальным средствам, чем главную тему сложной
трехчастной формы. Для рефрена классического типа
характерна та или иная форма мелодической округленности, при этом часты случаи
вращательного движения, возврата к одному звуку. Завершенность и внутренняя
замкнутость приводят к тому, что тема рефрена при первом появлении показана
полным изложением, то есть рефрен чаще всего бывает написан в какой-либо
простой форме. | |
Просмотров: 2552 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||