Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Напевность, протяжность, глубокая задушевность звука,
поиск новых интонаций, правдивость чувств, истинность страстей и сценического
поведения, бережное отношение к слову, декламационная выразительность — вот
основа русской вокальной школы, берущей свое начало в народной песне, которая
является одним из важнейших факторов в деле формирования певца. Уже с няниными
сказками мы слышим первые простые песни — колыбельные. В дни моей юности, когда
музыка не' была широким достоянием народа, певец очень редко сталкивался с
серьезной музыкой: симфонические концерты, так же как и оперные спектакли,
можно было послушать только в боль-, ших городах. Естественно, что самыми
начальными музыкальными впечатлениями человек был обязан русской песне во всем
ее многообразии. Это начальное воспитание придавало вкусу певца какое-то
трогательное целомудрие, служившее благоприятной почвой для восприятия
классических произведений наших гениальных композиторов. Начиная с М. И. Глинки, русская вокальная школа приобрела
ярко выраженный национальный характер. Впитывая положительные традиции
итальянской, французской, немецкой школ через их представителей — певцов и
педагогов К. Эве-рарди, У. Мазетти, Г. Ниссен-Саломан и других, — она сохраняла
свои самобытные черты. Концентрический метод М. И. Глинки и немецкая школа
примарного тона в какой-то мере соприкасаются между собой в стремлении начинать
работу над голосом с наиболее удобной, легко воспроизводимой и наиболее полно
звучащей ноты центра и уже от нее раздвигать границы диапазона. Но в дальнейшем
их пути расходятся. В основе русской вокальной школы лежит не абстрактный
примарный тон, а интонационный строй русской народной песни, составляющей
неисчерпаемое богатство нашей национальной музыкальной сокровищницы. Глинка, Даргомыжский, композиторы Могучей кучки, Чайковский, Рахманинов, Глазунов сохранили и обогатили народные традиции, дали им вторую жизнь. Вокальная педагогика всегда следовала за развитием и сменой музыкальных стилей, и русская вокальная школа в этом смысле не является исключением. Заветы классиков живут в творчестве С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова и других советских композиторов. Музыка обогащается новыми гармониями, новыми ритмами, интонациями, мелодическими оборотами — все это благотворно влияет на дальнейшее развитие русской вокальной школы, предъявляя к вокалистам новые требования. Для решения более сложных задач нужны новые средства, новые приемы, как технические, так и художественные. | |
Просмотров: 1704
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |