Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Слушание музыки — одна из
лучших форм работы для развития способности активно воспринимать музыку и
внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки
позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению
с той, которую они сами исполняют. Тут на занятиях звучат большие вокальные,
инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении, и дети получают возможность услышать
музыку разных жанров, форм, стилей, эпох, «встретиться» с известными исполнителями и композиторами.
В нынешнее время слушание
музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, радио, телевидению и грамзаписям становится доступнейшей формой общения с искусством широких слоев населения, и школьников надо к этому
подготовить. Значение слушания музыки с каждым годом возрастает.
Если в младших классах оно занимает небольшую часть урока, то в старших (в
литовских школах музыка преподается все 11 лет) — на нем строится почти весь курс занятий, а
пение и особенно инструментальное музицирование отходят на второй план. В средних классах для слушания
музыки отводится небольшая часть урока, как правило, не более восьми — десяти минут па
каждом. Поэтому, чтобы осуществить намеченные задачи, приходится очень обдуманно отбирать
произведения и обдуманно работать. Мы стремимся к тому, чтобы отобранные
произведения были высокого идейного и художественного уровня, разнообразны по
содержанию, тематике, стилям, жанрам, форме, авторам, национальным колоритам и
хорошо сочетались бы со всей системой музыкального обучения, воспитания и
развития. Количество прослушиваемых произведений должно быть небольшим, иначе дети их не запомнят, и не будет возможности их должным образом проанализировать. Мы прежде всего старались отбирать такие сочинения, которые, с одной стороны, давали бы возможность их разносторонне разобрать, а с другой, предоставляли бы материал, который мог бы быть использован на других частях урока. Например, «Серенада» Шуберта, которую мы даем слушать в VI классе, служит для развития эмоционально-эстетического восприятия и для беседы о певческих голосах, мелодии, лирическом жанре. Вместе с тем это произведение может служить хорошим примером для «наблюдения» смены гармонических функций в аккомпанементе. Пьеса прослушивается несколько раз на ряде уроков — целиком и по отдельным кускам, и почти каждый раз перед детьми ставятся новые задачи, и они получают новую информацию. Мы различаем, условно говоря, три пути работы по
слушанию музыки в средних классах: 1.
Слушание музыки с целью развития целостного
художественно-эмоционального восприятия. 2. Слушание музыки как
иллюстрация к отдельным музыкальным явлениям (слушание отрывков музыкальных
произведений, предназначенных для демонстрации тембров, инструментов,
мелодических, ритмических, гармонических, структурных и других особенностей
музыки) . 3. Слушание отдельных вычлененных элементов музыкального языка (разных созвучий, мелодических и ритмических интонаций, тембров, динамики, артикуляции и т. п.) для того, чтобы научить вслушиваться в них и понимать их выразительное значение. Эти три пути взаимосвязаны. Мы разделяем их для того, чтобы дифференцировать саму работу и чтобы учитель, анализируя произведение, обращал внимание на разные стороны восприятия. | |
Просмотров: 2604
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |