Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Дыхание — фундамент пения, все заключается на нем. Кто
умеет правильно дышать — тот умеет петь. Поэтому прежде всего учитель должен
научить ученика правильно дышать. Я не буду здесь перечислять различные способы
дыхания, объяснять их положительные и отрицательные стороны, а остановлюсь лишь
на одном из них — на нижнереберно-диафрагматическом, как на типе единственно
пригодном для пения. Развивайте его, не забывая, что это наиболее естественный
вид дыхания вообще. Каждый желающий усовершенствовать свое дыхание, будучи лаже
очень занятым человеком, найдет в течение дня несколько минут свободного
времени для выполнения соответствующих упражнений. Во время обучения пению
главным путеводителем должна быть природа; проверяйте каждый шаг ваших занятий,
пусть учитель объяснит все, что вам не ясно. Убеждайтесь, не противоречит ли
что-нибудь вашим природным данным, иначе вам грозит безусловная порча голоса, а
подчас и полная потеря его.
Нетрудно убедиться, что нижнереберно-диафрагматическим способом может дышать каждый человек. Для этого надо лечь на спину, и вы увидите, как равномерно подымается и опускается верхняя часть живота. Каждый вечер, ложась спать, дышите минут 5—10 следующим образом. Воздух втягивайте обязательно носом медленно, без шума, задержите его на секунду или две, и затем считайте шепотом: «двадцать один, двадцать два, двадцать три» и т. д. Воздух постепенно будет выходить из легких плавно и без толчков, конечно, лишь при совершенно равномерном счете. Я нарочно рекомендую считать 21, 22, 23, так как время, затрачиваемое на произношение -тих цифр, легче приравнять к 1 секунде. Однозначные цифры произносятся быстрее. Не переутомляйтесь чрезмерными упражнениями, будьте осмотрительны. Утомленное дыхание вызывает дрожание звука. Никогда не работайте над развитием дыхания на полный желудок. Помните: певец не должен петь ранее 3—4 часов после приема пищи. К сожалению, у многих певцов встречается к этому удивительно пренебрежительное отношение, в результате чего впоследствии появляется «качание» звука. Занимайтесь развитием дыхания также
по утрам и среди дня, для чего следует встать, прочно опираясь на обе ноги,
приподнять немного грудную клетку и голову (что называется принять молодцеватый
вид) и набирать воздух через нос, но отнюдь не чрезмерно, не напрягая слишком
дыхательных мышц. Затем задержите слегка воздух и шепотом считайте, что развивает
равномерный замедленный выдох. Старайтесь не затягивать себя туго ремнем или кушаком,
дайте свободно работать диафрагме. Современную женскую моду можно
приветствовать, поскольку она освободила тело женщины от корсета, так пагубно
влиявшего на диафрагматический способ дыхания. Старайтесь быть больше на
воздухе, развивайте ваше дыхание прогулками, спортом. Помните, какими бы
прекрасными голосовыми средствами вы ни обладали, без умения владеть и
распоряжаться своим дыханием блестящих результатов никогда не достигнете.
Помимо чисто физиологического способа развития дыхания, необходимо ежедневно
во время упражнений голоса петь возможно медленно, насколько это, конечно,
позволяют индивидуальные качества каждого, обыкновенную гамму со счетом на
Первоначально можно брать дыхание через 2 такта и по мере развития дыхания
через 4. Звук должен быть ровным, без малейших колебании. Представьте себе игру
на виолончели, легатируйте (связывайте) все ноты, но без portamento (переноса голоса с одной ноты на другую). Пойте по
общепринятому способу: кверху усиливая звук (crescendo) и книзу постепенно ослабляя его (diminuendo), не доходя, однако, до предельных нот вашим диапазона. | |
Просмотров: 2138 | Комментарии: 1
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 1 | ||
| ||