Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
О музыкальной деятельности
детей и ее задачах Особенности самой музыки
подсказывают задачи, которые повседневно стоят перед педагогом, занятым музыкальным
воспитанием маленького ребенка. Перечисляем
их: 1.
Воспитывать восприимчивость, любовь и интерес к музыке.
Только развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дает детям возможность
полюбить ее, и только в том случае, если они ее полюбят, она способна будет
оказывать воспитательное воздействие. 2.
Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с разнообразными музыкальными
произведениями и со средствами музыкальной выразительности. 3.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной
деятельности, тем самым формируя восприятие музыки, простейшие исполнительские
навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, а
также знакомя с простейшими понятиями музыкальной гоамоты. Все это позволяет
детям действовать осознанно, непринужденно и выразительно; развивает их общую
музыкальность — сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма... 4.
Содействовать первоначальному развитию музыкального
вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке формируется
сначала избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным
произведениям. 5. Развивать творческое отношение к музыке, проявляющееся прежде всего
в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, а также в применении новых сочетаний знакомых танцевальных
движений и в импровизации попевок. В результате формируется самостоятельность,
инициатива, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар,
музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Конечно, такие
проявления более характерны для среднего и старшего дошкольного возрастов. Перечисленные воспитательные задачи стоят перед
педагогом на всех этапах работы с дошкольниками. Но на каждой возрастной
ступени они видоизменяются и усложняются. Теперь надо ответить на два основных вопроса: что из музыкального опыта
может быть передано детям дошкольного возраста; как, какими методами приобщать
детей к этому опыту. В соответствии с темой и замыслом статьи главное
внимание будет уделено методам музыкального воспитания. Характеристика же его
содержания дается вкратце и попутно с обоснованием методов. Воспитание, обучение и развитие
ребенка опирается на ознакомление и освоение музыкального репертуара,
предназначенного для слушания музыки, пения, ритмики, проведения праздников.
Естественно, что для этой цели составителями программы отобраны впечатляющие
пьесы и песни, отображающие жизнь ребенка, а также жизненные явления, доступные
его пониманию и способные вызвать у него сочувствие к тому, кто его заслужил;
что в музыке этой отсутствуют трагические столкновения и утонченные нюансы; что
форма этих музыкальных сочинений проста, фактура достаточно прозрачна,
мелодическое начало ярко выражено... При этом отобраны и такие сочинения,
которые подготавливают детей к восприятию современной музыки. Освоение ребенком музыкального опыта протекает в
различных организационных формах: на учебных занятиях, вне учебной работы
(музыка в быту детского сада) и в самостоятельной музыкальной деятельности. Особенно важную роль играет
учебная деятельность— занятия, на которых работа ведется одновременно со
всеми детьми и планомерно по всем видам музыкальной практики. Планируя работу,
педагог, которому должны быть ясны конкретные задачи каждой встречи с детьми,
распределяет материал на ряд занятий. В иных случаях он раскрывает и перед
детьми увлекательные перспективы дальнейшей работы. Педагог постоянно обращается
к коллективу детей. Но в поле его зрения должен быть и каждый ребенок. Всем
надо предоставить оптимальные возможности для музыкального развития.
Отсюда—динамичный ход занятия, необходимость умело переключать внимание
ребенка, настраивать его на различные переживания в связи с характером исполняемой
музыки. Вместе с тем, все занятие должно быть объединено общим замыслом. Широко звучит музыка и вне
занятий в повседневной жизни детского сада. Она сопровождает игры, развлечения,
праздники, работу с детьми по выразительному чтению, рисунку, по знакомству с
природой. Песня звучит на прогулке, инструментальные пьесы сопровождают
утреннюю гимнастику. Во время праздников и развлечений музыка сочетается с другими видами искусств—
изобразительным, литературным, театральным. Методы музыкально-эстетического
воспитания | |
Просмотров: 1269
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |