Главная » Статьи » Музыкальное обучение |
Музыкальная деятельность детей - путь к развитию их творческих способностей. Итак, приобщение ребенка к
музыкальному опыту происходит только через деятельность. Современная советская
психология подчеркивает то, что хорошо известно педагогам-практикам: объект (в
нашем случае, музыкальное искусство) влияет на субъект (на ребенка) лишь через
среднее звено — деятельность. Последняя служит связью (или переходом) между
объектом и субъектом (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). Поэтому такое значение
приобретают разнохарактерные виды музыкальной деятельности, предоставляющие
огромные возможности для развития каждого ребенка. Во всей этой работе исходным моментом является само музыкальное
искусство. Взятое во всем
разнообразии его форм и жанров, оно, по концепции Д. Кабалевского, способно формировать
нравственные и эстетические качества личности. Приобщение юных к миру
Серьезной музыки имеет ни с чем не сравнимое воспитательное значение. Найдены
и методы проникновений в лот сложный мир. Песня, марш и танец — «три кита», но образному выражению Д.
Кабалевского, открывают Перед маленьким ребенком пути к восприятию в дальнейшем
симфоний, опер, балетов. В соответствии с темой, в статье специально не
анализировалась музыкальная литература для детей. Но очевидно, что для любого
вида деятельности - слушания, пения, ритмики, игры на инструментах — «три кита»
являются основным материалом. Приобщение к различным видам музыкальной деятельности детей приводит к развитию их музыкальности. Музыкальность, как известно,—
качественно своеобразНЫЙ комплекс способностей, необходимых для успешных занятий музыкальной
деятельностью. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. Необходимо знание его
типологических, индивидуальных особенностей, его интересов и склонностей. Все музкальные способности характеризуются синонимом эмоционального и слухового компонентов. В каком бы виде деятельности ребенок не
проявлял себя, на какой бы стадии своего развития не был, он эмоционально
откликается на выразительные интонации музыки. Можно говорить о ведущей
способности — способности сопереживать музыку. Но не менее важен и слуховой компонент. Сенсорная
основа, то есть узнавание, различение, воспроизведение, действенно-наглядная
ориентировка в звуковысотньтх, ритмических, тембровых и динамических
соотношениях, связана со всеми «слоями» музыкального развития ребенка. На базе единства эмоционального и слухового ком понентов складываются
две основные
музыкальные
спо собности: переживания, различения,
представления и воспроизведения ладо-высотных соотношений и музыкального
ритма. Помимо этих качеств в структуру музыкальности входят
исполнительские способности — владение голосом (чистота певческого
интонирования), движением (пластичность и изящество в танцах, играх),
инструментом (согласованность и координация движений рук в игре на
инструментах). Кроме того, приобретают большое значение воля ребенка и его
творческая инициатива. Особую роль в развитии музыкальности имеет творческая
деятельность. В психологии различают дна взаимосвязанных пути усвоения музыкального опыта:
путь развивающего обучения, при котором ребенок активно усваивает ранее
выработанные способы действий, и путь творческой переработки, создания новых
образов, новых действий. Творчество детей предоставляет новые возможности для их
развития. Обычно под творчеством понимают деятельность, которая приводит к
новой и имеющей общественную ценность продукции. Конечно, полностью под такое
определение детское творчество не подходит. Главная его ценность — в
субъективной стороне дела; ребенок открывает для себя новый мир, а его творчество рассказывает как
об этом мире, так и об интересах и возможностях малыша. Не следует
забывать, что творчество детей заключается в их самостоятельных проявлениях и
что руководство взрослых должно носить косвенный характер. Важнейшее педагогическое условие такого руководства—
научить детей наблюдать за окружающей жизнью, вслушиваться в образный мир
искусства, в звуки реальной жизни, искать в ней то, что может быть тражено в самостоятельных инсценировках и импровизациях. Само искусство играет при этом особую роль. Для зормирования песенного творчества,
по нашей просьбе, омпозиторы создали образцы песен, на текст которых дети впоследствии импровизируют свои
мелодии. Для грового
творчества
также
специально сочинены программные произведения своеобразные сценарии, которые дети могут передать в СВОИХ движениях. Особую роль играют задания,
которые названы творческими, так
как, выполняя их, дети должны сами комбинировать, импровизировать, сочинять. Но
вместе с тем речь идет именно о заданиях, так как предполагается участие
взрослого, который организует обстановку, условия, материалы и побуждает детей
к творческим действиям. От личности воспитателя, от его увлеченное ги, от
способности почувствовать себя
участником детской творческой деятельности зависит успех
этой СЛОЖНОЙ
и
увлекательной работы. Разумеется, творческие задания следует определенным
образом усложнять. Экспериментальная работа показала, что целесообразно давать детям материалы в определенной последовательности. Итак, методы и методические приемы музыкально-педагогической работы с дошкольниками зависят от многих обстоятельств и все их надо учитывать. Некоторые методы одновременно преследуют две, казалось бы противоположные, цели: используемые методические приемы, с одной стороны, способствуют систематической тренировке навыков детей; с другой же стороны, направлены на выработку способов самостоятельных действий. Такого рода методы, кажущиеся противоречивыми, двигают вперед развитие ребенка. Лишь тогда, когда созданная стройная система обучения проводится в поисковой ситуации, происходит столь необходимое формирование нужных способностей и навыков детей. | |
Просмотров: 1438
| Теги: |
Смотрите также
Всего комментариев: 0 | |