Слушание музыки (музыкальное восприятие музыки) - Музыкальное обучение - Каталог статей - Красивая музыка
Вторник, 06.12.2016, 20:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

Слушание музыки (музыкальное восприятие музыки)

Слушание музыки — одна из лучших форм работы для развития способности активно воспринимать музы­ку и внимательно вслушиваться в разные ее особеннос­ти. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по срав­нению с той, которую они сами исполняют. Тут на за­нятиях звучат большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении, и де­ти получают возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох, «встретиться» с известны­ми исполнителями и композиторами. В нынешнее вре­мя слушание музыки, благодаря широко развитой кон­цертной деятельности, радио, телевидению и грамзапи­сям становится доступнейшей формой общения с ис­кусством широких слоев населения, и школьников надо к этому подготовить.

Значение слушания музыки с каждым годом возрастает. Если в младших классах оно занимает не­большую часть урока, то в старших (в литовских шко­лах музыка преподается все 11 лет) — на нем строится почти весь курс занятий, а пение и особенно инструмен­тальное музицирование отходят на второй план.

В средних классах для слушания музыки отводится небольшая часть урока, как правило, не более восьми — десяти минут па каждом. Поэтому, чтобы осуществить намеченные задачи, приходится очень обдуманно отби­рать произведения и обдуманно работать. Мы стремим­ся к тому, чтобы отобранные произведения были высо­кого идейного и художественного уровня, разнообразны по содержанию, тематике, стилям, жанрам, форме, ав­торам, национальным колоритам и хорошо сочетались бы со всей системой музыкального обучения, воспита­ния и развития.

Количество прослушиваемых произведений должно быть небольшим, иначе дети их не запомнят, и не будет возможности их должным образом проанализиро­вать. Мы прежде всего старались отбирать такие сочи­нения, которые, с одной стороны, давали бы возмож­ность их разносторонне разобрать, а с другой, предос­тавляли бы материал, который мог бы быть использо­ван на других частях урока. Например, «Серенада» Шуберта, которую мы даем слушать в VI классе, слу­жит для развития эмоционально-эстетического восприя­тия и для беседы о певческих голосах, мелодии, лири­ческом жанре. Вместе с тем это произведение может служить хорошим примером для «наблюдения» смены гармонических функций в аккомпанементе. Пьеса прослушивается несколько раз на ряде уроков — цели­ком и по отдельным кускам, и почти каждый раз перед детьми ставятся новые задачи, и они получают новую информацию.


Мы различаем, условно говоря, три пути работы по слушанию музыки в средних классах:

1.   Слушание музыки с целью развития целостного художественно-эмоционального восприятия.

2.  Слушание музыки как иллюстрация к отдельным музыкальным явлениям (слушание отрывков музыкаль­ных произведений, предназначенных для демонстрации тембров, инструментов, мелодических, ритмических, гар­монических, структурных и других особенностей музы­ки) .

3.  Слушание отдельных вычлененных элементов му­зыкального языка (разных созвучий, мелодических и ритмических интонаций, тембров, динамики, артикуля­ции и т. п.) для того, чтобы научить вслушиваться в них и понимать их выразительное значение.


Эти три пути взаимосвязаны. Мы разделяем их для того, чтобы дифференцировать саму работу и чтобы учитель, анализируя произведение, обращал внимание на разные стороны восприятия.

Категория: Музыкальное обучение | Добавил: Профессионал (03.06.2011)
Просмотров: 1569 | Теги: слушание музыки | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]