Понедельник, 24.04.2017, 10:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Вокал

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Из всех компонентов звукообразования дыхание в большей степени поддается нашему контролю, и мы, пользуясь им ежедневно и ежесекундно со дня своего рождения, не только ясна ощущаем его, но и различаем несколько его типов:
 
l) ключичное, когда в акте дыхания участвуют плечи;
2) грудное, производимое при помощи мускулов верхней
части грудной клетки;
3) нижнереберное, когда расширяются нижние ребра;
4) диафрагмическое, или брюшное, когда в процессе  дыхания грудная клетка расширяется в сторону брюшных органов.
 
Методика пения говорит, что пользование ключичным дыханием недопустимо; в настоящее время не рекомендуется и грудное дыхание (бывшее в старой итальянской школе основой пения). Когда Ж.-Л. Дюпре изобрел прием прикрытия верхних нот, певцы перешли на более глубокое дыхание, причем одни педагоги стали придавать большее значение нижнереберному диафрагмическому дыханию, другие стали рекомендовать диафрагмическое, или брюшное. При первом взгляде на способ пользования дыханием всё кажется делом довольно простым: выбирай дыхание, наиболее удобное твоему певческому организму, и пой. На самом же деле все получается много сложней, и не в последнюю очередь в этом виноваты некоторые педагоги.
 
В любой отрасли науки, в любой области искусства дух изобретательства увлекает мыслящих людей. В вокальной методике мы наблюдаем то же самое. Но если некоторые педагоги на основе положительных традиций и своего таланта привнесли в теорию постановки голоса ряд удачных находок, то есть учителя пения, которые сами мало пели или совсем не пели на профессиональной сцене, не знают ее специфики, ее требований и возможностей и поэтому делают попытки открытий сомнительной ценности. Одни предлагают петь на так называемом резервном дыхании, то есть не набирать дыхания, а наоборот, сбрасывать его и петь на остаточном дыхании, причем они не хотят замечать того, что ученик после так называемого сбрасывания дыхания, вопреки указаниям педагога, все равно перед атакой звука невольно берет дополнительное дыхание. По свидетельству проф. Ф. Ф. Заседателева, еще в 1919 году на одной из вокально-теоретических конференций была отмечена абсурдность этого метода. Некоторые педагоги рекомендуют перед взятием дыхания предварительно втягивать внутрь нижнюю область живота, чем, безусловно, напрягаются реберные и брюшные мышцы. Если учесть, что в это время требуется «опора дыхания в спине», где-то ниже точки между лопаток, то становится ясной надуманность и искусственность этого приема. На вокальной конференции в Ленинграде (1954) один педагог демонстрировал сброс дыхания в чрезвычайно резкой форме, в виде легкого выстрела «пф-ф!», а затем на этом приеме исполнил песню «Санта Лючия», чем привел зрительный зал в довольно веселое настроение.
 
Слишком долго пришлось бы перечислять все курьезные способы дыхания, может быть, довольно безвредные, но и не приводящие певца к успеху. Считаю своим долгом осудить такие варварские приемы, как накладывание на живот ученика, лежащего на полу, целой кипы клавиров или какого-нибудь другого груза, дыхательной гимнастики по часам без пения и т. п. Применяют это чаще всего педагоги, практикующие вне стен музыкальных учреждений, и результатом бывает горькое разочарование, приходящее к ученику тогда, когда голос уже расшатан, а легкие находятся на грани эмфиземы. Ряд педагогов считает, что лучше совсем не говорить певцу о его дыхании, чем прививать ему какой-либо вредный способ или способ, не подходящий для конституции данного певца. Это мнение разделяют проф. Ф. Ф. Заседателев, проф. И. И. Леви-дов, врач-фониатр М. И. Фомичев и другие. В вопросах как певческого дыхания, так и всех других компонентов голосообразования я придерживаюсь того положения, в основе которого лежат естественность, простота и точность голосообразования, рекомендованные М. И. Глинкой. О дыхании на первых уроках ничего не говорю, а стараюсь наблюдать, как студент дышит. Если звук льется плавно, то полезно не заострять вопроса о дыхании излишними объяснениями, чтобы не сбить его с удобной позиции. В таком случае разговор о дыхании откладывается до более зрелого состояния студента.
 
Наилучшим типом дыхания я считаю нижнереберное
диафрагмическое (косто-абдоминальное) дыхание, которое в основном и применяю, хотя не отрицаю возможности использования и других способов дыхания, исключая ключичное.
В дальнейшем необходимо объяснить студенту, что характер
каждого исполняемого произведения требует и соответствующего
способа дыхания. В произведениях лирических вы будете брать
спокойное глубокое дыхание и применять мягкую атаку звука;
в произведениях драматических, героических — активное глу-
бокое дыхание, твердую атаку и т. д. Произведение быстрое,
виртуозное на глубоком дыхании спеть невозможно. Например,
при исполнении в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
рондо Фарлафа наиболее подходящим будет быстрое грудное
неглубокое дыхание, причем в этом случае некогда разбирать,
как взять дыхание — приходится брать и ртом. Если же артист
по условиям сценического действия вынужден, скажем, петь лёжа на спине, то следует использовать глубокое диафрагмичекого (брюшное) дыхания. Интересное наблюдение врача-фониатра М. И. Фомичева: «Дыхание у одного и того же певца изменяется в зависимости от исполняемых произведений. Так, например, мажорные произведения с высокой тесситурой при исполнении обусловливают более высокий тип дыхания. У тех же певцов при исполнении низких по тесситуре, минорных произведений с грустным или мрачным текстом наблюдается более низкий тип дыхания». Во всех случаях необходимо избегать излишнего набора воздуха и перегрузки дыхания, не теряя в то же время его опоры. Л. Д. Работнов пишет: «Давно известен тот факт, что усилением выдоха не всегда возможно вызвать громкий звук голоса, так как со стороны связок выступают одновременно разного рода тормозящие влияния, благодаря которым затухают многие обертоны (глухой голос); таким образом, нельзя сказать, чтобы сила голоса, а в особенности его слышимость и звучность, находились в прямых пропорциональных отношениях с силой давления воздуха в бронхах». Этими словами устанавливается вредность форсирования дыхания, особенно если учесть, что такие части надставной трубы, как язык и мягкое нёбо, находятся в тесной анатомической и физиологической связи не только с мышцами гортани, но и с дыхательными мышцами, особенно с диафрагмой.
Категория: Вокал | Добавил: Профессионал (05.10.2011)
Просмотров: 2904 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо! Распечатываю тексты и нахожу в них полно полезного

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]