Связующие части и эпизоды - Резензии - Каталог статей - Красивая музыка
Воскресенье, 11.12.2016, 12:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Резензии

Связующие части и эпизоды

Эпизоды

В пятичастном рондо венских классиков функции пер­вого эпизода сходны с функцией тематически-контраст­ной, структурно оформленной середины, а второго эпизо­да— с функцией трио. Такое возрастание «ранга» не­главных тем создает выпуклый рельеф формы и при ее общем нединамическом развитии, необходимый драма­тургический план, способствующий соподчинению тем, выделению главного и фонового.

В дальнейшем историческом развитии функции эпи­зодов значительно меняются. При увеличении их числа исчезает возможность четко дифференцировать роль каждого. Усиливается значительность и самостоятель­ность эпизодов. В программных или полупрограммных фортепианных произведениях   Шумана — первая часть «Венского карнавала» (op. 26), Пятая новеллетта (ор. 21)—все эпизоды отличаются полной самостоятель­ностью, которая ведет к появлению сюитных центробеж­ных тенденций. Рефрен здесь тоже меняет свою функ­цию, его главенствующее положение зависит в основ­ном лишь от количественного преобладания.

Связующие части

Функция связующих разделов рондо — поддержка непрерывного музыкального движения, что обусловли­вается округленностью формы, общим ровным динами­ческим профилем.

При этом большое значение имеют предыкты как moi-менты, создающие напряженное чувство ожидания. По­следнее особенно нужно именно в рондо, так как благо­даря ему реприза рефрена становится желаемой и необ­ходимой. Это противодействует однообразию и монотон­ности, которые могут возникнуть благодаря повторе­ниям главной темы.

Непрерывность вращательного движения — одна из основ формы рондо. Но она будет особенно глубоко воспринята хотя бы при однократном нарушении указан­ного принципа в результате своего рода «доказательства от противного». Поэтому в каком-либо звене рондо, ча­ще всего перед эпизодом (преимущественно перед вто­рым), связующее построение нередко отсутствует, что по контрасту подчеркивает важность непрерывного движе­ния. Здесь проявляется один из существенных принци­пов художественной формы в целом — частичная нере-" гламентированность процессов ее развития, отступление от единообразного, неуклонного соблюдения норм.

Функция связующих частей, возникшая в творчест­ве венских классиков, в XIX веке начинает уступать место непосредственному сопоставлению тем (например, в сочинениях Шумана).

Отмеченные признаки изменения функций отдельных разделов рондо в XIX веке относятся к тем самостоя­тельным нециклическим произведениям, которые впер­вые стали создаваться в этой форме без указания «рон­до» (в послебетховенскую эпоху).

Но в рондо, как форме сонатно-симфонического фи­нала, функциональные нормы, выработанные венскими

Классиками, обычно восстанавливаются в своих правах, что подтверждают финальные рондо сочинений Прокофь­ева, Шостаковича.

При анализе произведения, написанного в форме рон­до, могут встретиться два противоположных драматур­гических плана. Они возникают в тех случаях, когда между частями этой формы создается соотношение фо­на и рельефа.

Категория: Резензии | Добавил: Профессионал (11.06.2011)
Просмотров: 734 | Комментарии: 1 | Теги: эпизоды, Связующие части | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]