Основы формы рондо и Рефрен («зрелого» рондо) - Резензии - Каталог статей - Красивая музыка
Вторник, 21.02.2017, 10:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Резензии

Основы формы рондо и Рефрен («зрелого» рондо)

Основы формы рондо

Существуют две основы образования формы рондо. Первая из них состоит в неизменном возврате к одной и той же главной теме (рефрену), вторая — в противо­поставлении рефрену ряда контрастных тем.

Для полноценного «зрелого» рондо необходимо со­четание обеих основ. При действии лишь первой в му­зыке XIX века возникают рондообразные формы (двой­ная и тройная трехчастная). В доклассической музыке (И. С. Бах, Куперен, Рамо) старинному рондо еще не были свойственны контрасты. Поэтому оно (как и ста­ринная сонатная форма) являлось не полноправной формой, а лишь начальным этапом ее становления.

Каждый раздел «зрелого», полноценного рондо обла­дает своими композиционными функциями.


Рефрен («зрелого» рондо)

Специальные композиционные функции рефрена обусловливаются сформулированными выше основами формы рондо — сочетанием неизменного возвращения к одной теме с контрастными сменами тем. При этом ре­френ, выполняя функцию главной темы, представляет собой одновременно и начальный момент развития, и его завершение. Таким образом, в рефрене совме­щаются функции изложения и завершения. Кроме того, общие контуры рондо как формы многорепризной, урав­новешенной, закругленной сказываются и на характере его главной темы, заключающей в себе черты, свойст­венные форме в целом *. Отсюда вытекают функции ре­френа:

1.   Рефрен — тема, в которой соединяются признаки главной, начальной, и завершающей, обобщающей, тем. Б. Асафьев называет рефрен «руководящим напевом», темой, «являющейся вместе с тем и припевом функцией, унаследованной от народной хороводной песни...» **.

2.   Рефрен — тема, заключающая в себе признаки, ти­пичные для формы в целом: плавность, уравновешенность и закругленность.

3.   Рефрен — тема, полностью завершенная и замк­нутая.

Эти функции рефрена делают его более специфичным по музыкальным средствам, чем главную тему сложной трехчастной формы.

Для рефрена классического типа характерна та или иная форма мелодической округленности, при этом час­ты случаи вращательного движения, возврата к одному звуку. Завершенность и внутренняя замкнутость приво­дят к тому, что тема рефрена при первом появлении показана полным изложением, то есть рефрен чаще все­го бывает написан в какой-либо простой форме.

Категория: Резензии | Добавил: Профессионал (11.06.2011)
Просмотров: 1820 | Комментарии: 1 | Теги: Основы формы рондо, функции рефрена | Рейтинг: 0.0/0

Смотрите также
Всего комментариев: 1
1  
Slam dunkin like Shauiqlle O'Neal, if he wrote informative articles.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]