Методы музыкально-эстетического воспитания - Музыкальное обучение - Каталог статей - Красивая музыка
Вторник, 06.12.2016, 20:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Музыкальное обучение

Методы музыкально-эстетического воспитания
Методы музыкально-эстетического воспитания

Методы музыкально-эстетического воспитания стро­ятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. При этом ведущая роль принадлежит воспи­тателю. Успех его работы зависит в большой мере от того, опирается ли он на потребности и интересы ребенка, на имеющийся у него индивидуальный музыкальный опыт.

Методы музыкально-эстетического воспитания много­образны, ибо определяются многими обстоятельствами. При решении вопроса об использовании тех или других методов всегда надо учитывать:

- каков характер музыки, используемой для детей или самими детьми;

- какие компоненты из общей структуры музыкальных способностей предполагают в данный момент развить у детей;

- к каким именно видам музыкальной деятельности детей (пение, слушание, ритмика, игра на инструмен­тах, элементы музыкальной грамоты) обращаются и какие конкретные задания ставят;

- каковы особенности личности и каков возраст ре­бенка.

- какова подготовка и мастерство музыканта-педагога.

Если говорить суммарно и иметь в виду любую воз­растную ступень, то в теории советской педагогики на­метились следующие основные методы воспитания: метод убеждения и метод приучения, упражнения.

Поставим теперь вопрос: возможно ли использовать метод убеждения в воспитании маленького ребенка сред­ствами музыки? «Убеждать» музыкой? Да еще таких малышей?

Да, возможно, но лишь в том случае, если обращать­ся к музыке, отличающейся высокими художественными достоинствами, и если исполнение музыки выразительно и искренне. Лишь тогда исполненная музыка вызовет у слушателя эмоциональный отклик, и лишь тогда встре­ча с музыкой приведет к воспитательному эффекту. Убедить в чем-то ребенка на занятиях музыкой можно и должно прежде всего самой сопережитой им музыкой.

Способность педагога услышать и проанализировать музыку, понять и прочувствовать ее содержание — су­щественные стороны самой методики. Хорошо сказал Б. В. Асафьев: «...Если музыка не услышана — не надо браться за анализ. Услышать — это уже понять».

Как ни важна непосредственная встреча ребенка С музыкой, — одной ее, однако, недостаточно, ибо всякое эстетическое переживание характеризуется единством эмоционального и сознательного. Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, как надо поступить, чтобы хорошо ее исполнить, зачем надо выполнить те или иные требования педагога в пении, танце и т. д. Таким образом, убеждать следует не только непосред­ственным воздействием музыки на эмоции ребенка, но и словом — путем разъяснений, организации целенаправ­ленных наблюдений и осознания некоторых средств музыкальней выразительности.

Использование слова вовсе не так просто, как на первый взгляд кажется. И прежде всего потому, что каждый ребенок воспринимает музыку по-своему, инди­видуально.

Предположим, дети слушают пьесу Чайковского «Песня жаворонка». Названия ее они еще не знают. Поэтому воспримут лишь ее общий спокойный и свет­лый характер, но переживать — пусть даже они полу­чили одинаковую подготовку — будут, вероятно, по-раз­ному. У одних эта музыка вызовет представление о кар­тине природы, о птицах. Другие дадут лишь оценку характера ее изложения: «тихая, легкая, тоненькая». У третьих она вызовет приятное переживание, не ассо­циирующееся с какими-либо жизненными явлениями. Помня и учитывая эти индивидуальные и столь различ­ные реакции каждого из ребят, педагогу вместе с тем следует стремиться вызвать известную общность в ха­рактере мыслей и переживаний. Пользуясь словесными пояснениями, он направляет внимание детей на своеоб­разное сочетание средств музыкальной выразительности, придающее произведению светлый, спокойный и чуть мечтательный характер и выражающее его программу — образ поющего жаворонка.

О музыке говорить сложно, очень сложно. Надо соз­давать атмосферу взволнованной встречи детей с музы­кой, скупо пользоваться словами, но пытаться находить точные и поэтичные характеристики музыкальных обра­зов и их развития.

До сих пор речь шла о методе убеждения. Метод этот очень важен, но было бы неправильным придавать ему универсальное и исключительное значение. Столь жесуществен и метод систематического приучения, метод упражнений.

Чтобы воспитать у детей любовь к музыке и потреб­ность общения с ней, нужно предоставить им возмож­ность самим действовать — активно и творчески. Во время слушания музыки, во время пения и танца детей приучают и поощряют радоваться музыкальным звукам и ритмам, прислушиваться к ним, различать их нюансы, самостоятельно оперировать ими. Все это делается по­вседневно — изо дня в день, из года в гбд.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал, что иногда надо ждать годами, прежде чем серд­це ребенка дрогнет и переполнится чувством навстречу прекрасному. И тут важно обогатить ребенка музыкаль­ной деятельностью: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого, — гласит старинная украинская мудрость... — Зло и подлинная красота не­совместимы. Одна из важных задач воспитателя состо­ит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку «скрипку», чтобы каждый чувствовал, как рож­дается музыка» *.

Чем раньше ребенок, пользуясь образной формулой Сухомлинского, получит «скрипку» в руки, тем больше­го воспитательного воздействия педагог сможет достичь, воздействия, которое способно сказаться на протяжении всей последующей жизни ребенка.


Музыкальная деятельность детей - путь к развитию их творческих способностей. 

Категория: Музыкальное обучение | Добавил: МГК (04.06.2011)
Просмотров: 1329 | Теги: музыкально-эстетическое воспитание, встреча ребёнка с музыкой | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]